Полностью название этой работы Сальвадора Дали звучит следующим образом: "Ширли Темпл - самый молодой и самый священный монстр кино своего времени", или же, в соотвестствии с альтернативным вариантом - "Барселонский Сфинкс". Почему "барселонский", постараемся пояснить чуть позднее, а пока скажем пару слов о "виновнице" торжества, вырезанная из газеты фотография которой была использована Дали при создании этой работы-коллажа.
Ширли Темпл (1928 - 2014) - самая, пожалуй, знаменитая актриса-ребенок в истории американского кинематографа. Уже в 1934-ом году, в возрасте всего 6 лет, Ширли получила "Молодежную награду Академии", став самой молодой актрисой, когда-либо ее получавшей, а в годы Великой депрессии была одной из самых высокооплачиваемых актрис Голливуда.
Как это часто бывает с детьми-актерами, карьера Ширли, после стремительного взлета и оглушительного успеха, быстра пошла на спад. Это случилось в том самом 1939-ом году, когда Сальвадор Дали написал ее весьма своеобразный портрет. Тем не менее, Американский институт киноискусства поставил ее на 18-ое место в списке 100 величайших звезд кино за последние сто лет.
Современные критики до сих пор называют ее самой популярной детской актрисой всех времен. Интересно, что после завершения карьеры Ширли Темпл сделала хорошую карьеру в политике, став заметным американским дипломатом и послом.
В 1939-ом, как мы уже сказали, в карьере 11-летней актрисы стали появляться первые признаки спада - однако по прежнему она оставалсь детской звездой №1, и Дали не был бы Дали, если бы не попытался "пропиариться" за счет известности маленькой кинодивы.
Сальвадор Дали совершенно не случайно изображает Ширли в виде Сфинкса - символа агрессивной женской сексуальности: таким образом очень наблюдательный каталонец высмеивает голливудскую привычку "сексуализировать" даже маленьких детей. Интересно, что еще за два года до этого кинокритик Грэм Грин пух и прах разнес фильм "Крошка Вилли Винки", подчеркнув, что актриса, по наущению режиссера, ведет себя "слишком взросло для 9-летней девочки".
Вокруг Ширли-Сфинкса разбросаны кости и черепа её недавних жертв, а над головой, как видим, Дали поместил летучую мышь. Возможно, это отсылка к греческому мифу о Сфинксе, который, как считали греки, был наделен крыльями грифона. Не исключено, что мышь - существо пугающее и зловещее, даже до эпохи коронавирусу - "перебралась" сюда с других картин Дали того же периода - например, очень известной "Загадки Гитлера", написанной примерно в то же время.
Однако есть и другая (моя) версия, которая замечательно объясняет наличие крылатого вампира, а заодно и вторую версию названия картины: "Барселонский сфинкс".
Всякий, кто имеет представление о гербе Барселоны, знает, что летучая мышь, размещенная наверху, когда-то являлась его неотъемлемой частью, а изображения барселонского герба на улицах города и сегодня содержат этот элемент.
История, а точнее, легенда связывает появление этого знака на гербе каталонской столицы с именем Хайме-Завоевателя - графа Барселоны и короля Арагона - и Сальвадору Дали замечательно было о том известно.
В настоящий момент эта работа (гуашь, пастель, коллаж, картон, 75 Х 100 см) хранится в роттердамском музее Boijmans Van Beuningen).
Статьи по теме:
Отнятие от груди, питающей мебелью-кормом
Путеводитель по Театру-музею Дали в Фигерасе
Постоянство памяти - описание картины Сальвадора Дали
Свяжитесь с нами:
zakharovsergei@mail.ru
Тел, WhatsApp, Viber, Telegram
Write a comment