Признаюсь честно - я неравнодушен к готической архитектуре. Да и как может быть иначе? Каждый завзятый путешественник, кому не раз приходилось застывать в немом восторге при виде суровой громады готического храма, устремленного каменной массой в небо, поймет, о чем я говорю.
Барселона славна готическими шедеврами - неспроста целый район старого города так и называется: Барри Готик. Объясняется это просто: город знал три периода наивысшего расцвета - позднее средневековье, 19-ый век и нынешние времена.
Как раз в первую эру процветания, которая пришлась на 13-15 в.в., город и обзавелся внушительными готическими церквями, которые традиционно возводились на месте старых романских храмов, не способных более вместить сильно возросшие, ввиду увеличившегося населения, приходы.
Барселонская церковь Санта-Мария-дель-Пи, один из трех великих готических храмов города - не исключение. Известно, что уже в 987-м году на месте нынешнего храма существовала романская церковь, перед главным фасадом которой росла сосна. Кстати, "pi" по-каталански как раз и означает "сосна".
А какое отношение сосна имеет к храму? По одной из версий, именно в ветвях сосны здесь же, рядом, и был когда-то обнаружен образ Богородицы, который затем был выставлен в храме. По другой - сосна, вечнозеленое растение, была посажена перед храмом, как символ извечной и непреходящей чистоты Матери Божьей.
Так ли, этак ли - сейчас установить сложно, но факт является непреложным: как тысячу лет назад, так и сейчас перед главным фасадом церкви на площади Пи по-прежнему красуется-зеленеет сосна. Тем и хороша Барселона, что позволяет узнавать историю не из книг, но буквально видеть, слышать и осязать ее.
Понятно, что сосны на протяжении веков сменяли одна другую. Традиция утверждает, что одна из зеленых красавиц простояла здесь с 1568-го года по самое начало 19-го века, и могла бы стоять и дальше, если бы в период наполеоновской оккупации французы не стали отрабатывать на стволе дерева приемы штыкового боя, из-за чего сосна в конце концов заболела и умерла.
Что же, деревья сменяют друг друга, но традиция остается неизменной - разве не чудо?
И так же традиционна архитектура церкви. Да, это готика, но готика именно каталонская, которая совсем не похожа на французские или английские образцы стиля. Мы уже говорили об этом, рассказывая о церкви "Санта-Мария-дель Мар". Вот как говорит об этом Роберт Хьюз, прекрасный знаток города. в своей книге "Барселона. История города":
"Этот стиль монолиты предпочитает пустотам. На севере Пиренев архитекторы сосредоточились на каменном кружеве и летящих башенках. Не то что в Каталонии, где стена всегда остается связанной с землей, давящей массой. Она, масса - строгая, непрозрачная, призматическая, квадратная, цилиндрическая, шести- или восьмигранная в плане, с карнизами и поясками, подчеркивающими горизонталь. Поверхности ровные.
Каталонские архитекторы не хотели имитировать изобилие деталей, свойственное северной готике. Им нравились просто стены. Их башни венчают плоские крыши, а не шпили. Какой бы защищенной не чувствовала себя Барселона, как бы неуязвима она не была, архитекторы ее церквей постоянно держали в голове образ крепости.
Как бы ни были высоки, длинны или широки их постройки, они хранят память о пещере, о каменных убежищах в Пиренеях, о старой Каталонии."
Все вышесказанное полностью применимо и к церкви Санта-Мария-дель-Пи - вглядитесь в фотографии и убедитесь, что так и есть. Широкий и абсолютно плоский фасад, напоминающий гигантский каменный экран, натянутый меж двумя восьмиугольными, как будто даже хвастающими своей безыскусностью башенками...
И башенки, лишенные шпилей, и сам фасад, каменные пояски на котором подчеркивают не вертикаль, а горизонталь (еще одна парадосальная особенность каталонской готики), и напоминающий пещеру портал, двенадцать пустующих ниш, где в свое время размещали скульптуры апостолов - все, на первый, неискушенный взгляд, просто, грубо и даже примитивно.
Конечно, вина за то, что апостолов сейчас нет, целиком лежит на анархистах, которые уничтожили их в начале Гражданской войны - но и будь они в добром здравии, фасад все равно нельзя было бы назвать богатым.
Да, безусловным его украшением является гигансткое окно-роза, одно из крупнейших в Европе - но все же, все же...
И далее, когда выходишь к боковому фасаду - все та же простота. Грубые и мощные контрфорсы, выполняющие только функцию - и ничего более, не дающие глазу даже малого отдохновения: напрасно будет искать он хоть какие-то красоты, которыми так славны французские храмы. Единственные доступные глазу украшения - это свирепые горгульи, оседлавшие контрфорсы где-то далеко наверху.
А когда оказываешься у абсиды, наконец, вилишь ее - единственную колокольню: мощный, напоминающий крепостную башню восьмигранник, уходящий в небо на полсотни с лишним метров. И снова, в который уже раз. задаешься вопросом: это все-таки храм - или крепость?
Да, буду откровенен: красота готических храмов Барселоны открылась мне не сразу. Но открылась - и сейчас я вряд ли променял бы ее на какую-либо другую. И красота эта - именно в мощи, в простоте, в отсутствии вычурности.
Барселонские храмы - такие же дома Бога, как и везде, вот только Бог в них вопринимается несколько иным: не гламурным идолом, привыкшим к роскоши и позолоте, а величавым, спокойным и всемогущим отцом, каким и надлежит ему, думается, быть.
Главная же красота каталонских готических церквей - не в их каменной оболочке, а в том, что эта оболочка скрывает от наших глаз. Чтобы понять это, достаточно один раз войти внутрь той же Санта-Мария-дель-Пи.
Вы даже не поймете, почему - но дух у вас сразу же захватит от восторга, как было это когда-то со мной. Потому что снаружи и представить себе было нельзя, насколько же храм просторен внутри.
В этом главный секрет каталонских храмов - их ширина. Если в Англии и Франции строили высокие и длинные храмы, то в Каталонии - широкие. По этому показателю готические каталонские храмы побивают все мыслимые рекорды и прочно обосновались в книге Гиннеса.
Самый широкий готический неф в мире и второй в архитектуре всех стилей (после Св. Петра в Риме) принадлежит кафедральному собору в городе Жирона, что в сотне км от Барселоны.
То же касается и церкви, о которой мы говорим. Судите сами: длина внутреннего постранства церкви Санта Мария дель Пи относительно невелика и составляет 54 м (что в точности соответствует высоте колокольни), а ширина главного и единственного нефа - без малого 17 метров! Добавим к этому внушительную высоту, достигающую 27-ми метров - и получится тот самый лишенный каких-либо опор внутренний объем, который и вызывает наше восхищение.
Первый камень в основание нынешнего готического здания был заложен в 1318-м году, и строительство, по средневековым меркам, велось очень быстро: к началу 1340-хх успели выстроить едва ли не половину.
Однако в 1348-м Барселону накрыла великая чума, впоследствии прозванная историками "Черной Смертью". "Большая опасность" (Peligro Grande) - так на самом деле называли эту пандемию в Испании - выкосила 80% населения каталонской столицы - и строительство пришлось на длительное время прервать.
Тем не менее, уже к 1391-му году здание церкви было завершено. С 1379-го начали параллельно возводить огромную и мощную колокольню, толщина стен которой у основания достигает 3,55 метра. Епископ Лоренс де Терранова освятил храм 17-го июня 1453-года - о чем свидетельствует надпись на сохранившейся до наших дней мемориальной доске.
В последующие полтора века церковь Санта-Мария-дель-Пи познала расцвет своей славы и богатства, кульминацией которого следует считать торжественное прибытие Святого Шипа из тернового венца Христа - реликвии, которая с 1542-го года принадлежит церкви.
А вот последующие века стали временем тяжелых испытаний. Совсем рядом, вдоль Рамбла, вырастали один за другим новые монастыри со своими церквями, и их тоже требовалось окормлять - велась, одним словом, затяжная и исполненная коварства битва за приходы, и в битве этой Санта-Мария-дель-Пи не всегда выходила победителем.
Война за Испанское Наследство - когда Барселона, оставленная всеми своими союзниками, заперлась в крепостных стенах и 13 месяцев выдерживала осаду целой армии - также принесла церкви неисчислимые бествия.
Во время бомбардировки города герцогом Попули в 1714-м несколько бомб угодило в храм, вызвав значительные разрушения. Почти полностью было уничтожено Главное Ретабло, а также значительная часть витражей.
Война закончилась, над Барселоной, да и всей Испанией, распростерлась королевская длань Бурбонов - для церкви начался медленный и долгий процесс восстановления.
В 1909-м Папа Пий Десятый (во многом благодаря инициативе кардинала Казаньяса, уроженца Барселоны) канонизировал другого барселонца - Жозепа Ориоля, бывшего когда-то священником прихода Санта-Мария-дель-Пи.
Не успели отгреметь праздненства, посвященные этому событию, как в Барселоне разразилась страшная "Трагическая Неделя", ознаменовавшаяся резней священников на барселонских улицах и сожжением церквей. Санта-Мария-дель-Пи не была предана огню лишь чудом - однако в 1936-м году этого чуда, увы, не произошло.
Летом 1936-го над Барселоной поднимались зловещие черные дымы - никем не контролируемые антиклерикалы жгли городские храмы.
Никогда, ни до, ни после того, церковь Санта-Мария-дель-Пи не подвергалась столь варварскому и тотальному разрушению.
В огне погибли Главный Алтарь и вся церковная мебель, двери порталов и интерьеры боковых капелл - до сих пор, заходя в храм, можно прочесть размещенные у входов в боковые часовни надписи: "интерьер был уничтожен пожаром 1936-го".
Сгинул в языках поистине адского пламени Главный Орган; огромная рпоза главного фасала и витражи были также уничтожены - как и сакристия (ризница), ректория, как и капелла Святейшей Крови Христовой, в которой от огня обрушились своды, едва не уничтожив размещенный в капелле бесценный архив...
Да, бедствия, причиненные церкви Гражданской войной, были неисчислимы - но громадный, закопченный в чернь дымом пожарищ каменный корабль церкви Санта-Мария-дель-Пи упорно держался, не желая верить в собственную смерть.
И правильно - надежда, как известно, умирает последней. Церковь восстановили - и по прежнему, как и семьсот, без малого, лет назад, она принимает прихожан.
По-прежнему суровый облик этой церкви-крепости заставляет туриста, забежавшего на площадь Пи с суматошного, сумасшедшего и невероятно шумного бульвара Ла Рамбла внезапно остановиться - задуматься.
О вечности - и миге, о судьбе - и осознанном выборе, о жестокости - и любви, о грустном - и смешном...
Да-да - о смешном. Вот вглядитесь в фотографию слева (ее можно увеличить). Видите мостик между контрфорсами? А видите мемориальную доску поверх таблички с названием площади?
Надпись на ней гласит: "6 апреля 1806-го года было получено известие о признании чудес, явленных рабом Божиим братом Хосе Ориолем, подлинными. по поводу чего решено было осветить церковь снаружи, и, проходя по этому мостику, руководитель работ Хосе Местрес упал с него и рухнул на мостовую, не получив ни единой царапины, несмотря на свою исключительную полноту - в память о чем и установлена данная мемориальная доска".
Вот так вот - чем вам не еще одно чудо? Чудеса есть - чем дольше живешь, тем больше убеждаешься в этом.
В наши дни под мощной сенью церкви Санта-Мария-дель-Пи, на прилегающих к ней уютных площадях полно кафе, баров и закусочных, где так приятно бывает выпить что-нибудь прохладительное либо съесть парочку-тройку тапас, под слаженный аккомпанемент музыкального андерграунда Барселоны...
Церковь Санта-Мария-дель-Пи посещается в ходе пешеходных экскурсий:
"Готический квартал Барселоны"
Статьи по теме: