Оговорюсь сразу: несмотря на название, ни малейшего отношения к мусульманскому миру барселонский небоскреб "Башня Агбар" не имеет.
Все объясняется иначе: "Агбар" (в оригинале "agbar") - это всего лишь аббревиатура двух испанских слов: "aguas de Barcelona", что в свою очередь. применительно к постсоветским реалиям, может быть переведено как "Водоканал Барселоны".
Вода в Барселоне дорогая, как докризисные цены на нефть - поэтому ничего удивительного, что наши "водоканальщики" смогли себе в 1999-ом году позволить заказать здание головного офиса не кому-нибудь, а одному из самых почитаемых современных мэтров архитектуры, маститому французскому зодчему Жану Нувелю.
Нувель далеко не прост. Достаточно сказать, что в 2008-ом Нувель был удостоен Притцкеровской премии по архитектуре - это совершенно аналогично тому, что получить Нобеля по литературе.
Одним словом, барселонские водоканальщики обратились к Нувелю, и Нувель не подкачал. Как говаривал сам мастер: "Я всего лишь занимаюсь тем, что складываю пазл, вставляя в конкретный пейзаж как раз то здание, которого там не достает".
Эти слова смело можно отнести ко всем работам Нувеля. Каждое его творение органично вписывается в урбанистический пейзаж, вне зависимости от того, где оно построено - в Токио или Лионе - и каждая его работа глубоко символична и прочно связана с традициями, историей и культурой места.
Башня Агбар в Барселоне - яркий тому пример. По словам самого Нувеля, разрабатывая свой проект, он черпал вдохновение прежде всего в очертаниях колоколен "Саграда Фамилия" - знаменитого шедевра Антонио Гауди, ствшего ныне иконой для всех современных архитекторов.
Не в меньшей, должно быть, степени, вдохновлял француза и еще один проект Антонио, к сожалению, в свое время так и оставшийся на бумаге - речь, конечно же, о так и не построенном отеле "Атракцион", который, сложись обстоятельства иначе, мог бы украсить своим совершенно космическим силуэтом Манхеттен.
Кроме того, по словам Нувеля, его, как и всякого другого, потрясла необычная красота горного массива "Монтсеррат" в 50 км от Барселоны, и удивительные по форме горные пики этой святой для каждого христианина горы также внесли свою лепту в формирование окончательной идеи.
Разумеется, не забыл Нувель и о том, что проектирует не здание швейной фабрики, а головной офис водоканала - и потому, по его словам, здание своей формой призвано напомнить нам гейзер, выходящий на поверхность из морских глубин.
Что же, по моим субъективным впечатлениям, определенное сходство с гейзером действительно есть - хотя и не только и не столько с ним.
Впрочем, Барселону фаллическими символами не удивишь - хотя столь огромного, надо признать, у города еще не было.
Но оставим ассоциативное мышление и вернемся к башне - она того все же заслуживает.
Строительные работы стартовали осенью 1999-го, а торжественная инаугурация состоялась 16 сентября 2005-го, причем, главными действующими лицами на церемонии были не кто-нибудь, а король Хуан-Карлос и королева София.
И надо сказать, им было что инаугурировать - здание получилось славное. 145 метров высоты, 34 этажа над землей, еще четыре - подземных, более 50 000 кв м общей площади - это аналогично площади Каталонии, которую маленькой не назовешь! Стоимость строительства составила 132 000 000 евро - сумма по тем временам немалая.
Что касается конструкции здания - по сути, она являет собой два некоцентрических овальных железобетонных цилиндра, вставленных один в другой, с куполообразным навершием из металла и стекла, венчающим внешний цилиндр.
Наружный цилиндр, к тому же, обшит множеством разноцветных аллюминиевых панелей, создающих интересный эффект "пикселизированного цвета", который, к тому же, меняется в зависимости от угла обзора и времени суток. В немалой степени этому эфемерно-изменчивому цвету здания способствуют и стеклянные панели, являющие собой самый наружный слой обшивки башни.
Панели, имеющие неоднородную прозрачность, снабжены датчиками температуры воздуха и подвижны, что, благодаря зазору между ними и внешним цилиндром, позволяет использовать их в качестве своеобразной системы кондиционирования.
Часть стеклянных панелей, расположенных с южной стороны, являются, к тому же, солнечными батареями, позволяющими накапливать допонлительную энергию для собственных нужд башни. Одним словом, все на уровне передовых современных технологий.
Но, самая, пожалуй, характерная и привлекательная особенность башни Агбар - ее ночная подсветка. В фасад здания вмонтированы четыре с половиной тысячи светодиодных устройств, позволяющих генерировать до 16 000 000 цветов. Мощная компьютерная система управления освещением фасада и создает настоящие световые шоу, которыми славится башня.
Отмечу, что базовые цвета, которыми башня Агбар радует наш взор чаще всего - это всевозможные оттенки синего и красного, что, в свою очередь, далеко не случайно, и имеет самое непосредственное отношение к цветам ФК "Барселона" (вспомним еще одно название клуба: "сине-гранатовые").
Однако в особых случаях, как несложно убедиться, глядя на фотографии, башня без особых затруднений способна перекраситься, и принять, например, цвета с ярко выраженным политическим подтекстом.
Вот, например, один из таких "особых" случаев (фото слева), где башня являет собой не что иное, как самый на данный момент популярный вариант флага, который можно увидеть в Каталонии повсюду - "estelada".
В двух словах - это флаг каталонских национал-сепаратистов, сторонников независимой Каталонии, причем, не в нынешних, а в гораздо более широких границах, включающих в себя и и Валенсию, и Балеарские острова, и часть Южной Франции - как было когда-то, в далекие средние века.
Таким образом, башня Агбар может выступать не только фаллическим, но и политическим символом - равно как и привлекать к себе внимание всяких экстравагантных и небезызвестных в мире личностей.
Одна из таких личностей - француз Ален Робер, известный под прозвищем "Человек-паук".
Робер славен тем, что за свою жизнь успел совершить более 70-ти восхождений на самые разные небоскребы мира, причем, в подавляющем большинстве случаев - без страховки, и, что характерно, без разрешения властей, за что в большинстве случаев арестовывался сразу же после завершения подъема.
По количеству арестов этот отчаянный "Человек-паук" присутствует в книге рекордов Гиннеса.
Башню Агбар французский "Спайдермен" покорял целых два раза: в августе 2006-го и в сентябре 2007-го, причем оба раза, как водится - без страховки, только лишь с помощью своих невероятно цепких конечностей.
Сколько, вы думаете, времени понадобилось ему, чтобы забраться на барселонский "огурец", а после проделать тот же путь в обратном порядке? Сутки? 12 часов? Нет! Всего то 1 час и 40 минут - "Человек-паук" знает свое дело досконально.
Понятно, что в обоих случаях отпраздновать победное восхождение никто ему не дал - каталонская национальная полиция Mossos d'Esquadra тут же задерживала смельчака и препровождала в участок - впрочем, ненадолго.
Но Роберу к этому не привыкать - при его-то опыте! Что же, "безумству храбрых поем мы песню", как правильно заметил Максим Горький. Такие люди, как Ален Робер, делают мир интереснее.
В 2013-м водоканальщики продали башню Агбар отельерам компании Grand Hyatt, владеющей целой сетью постоялых дворов класса люкс в разных странах мира.
150 000 000 евро - такова была сумма сделки, плюс к тому, новые владелоьцы запланирорвали вложить еще как минимум 35 000 000 в переоборудование здание под отельные нужды.
Эти наивные, чистые сердцем люди и предполагать не могли, что вскоре в графском городе Барселона "власть поменяется" и на смену Хавьеру Триасу придет алькальдесса Ада Колау, которая затеет жестокую и бескомпромиссную борьбу с владельцами апартаментов, незаконно сдаваемых туристам (еще бы они не сдавали, если учесть, что в стране высокая безработица и людям просто не на что жить!), и, между прочим, введет мораторий на открытие новых отелей в Барселоне сроком на два года.
И хотя сделка была проведена при прежнем мэре и соответствующая лицензия получена еще до введения моратория - напрасно "хаятовцы" радовались.
Был задействован административный ресурс, быстро выяснилось, что для открытия отеля не хватает еще кое-каких разрешений и бумажулек (вы же знаете, как легко делаются подобные вещи) - и открытие отеля в башне Агбар, равно как и еще 26-ти, оказавшихся в схожей ситуации, отодвинулось в туманное будущее.
От себя отмечу: все это более чем странно и непонятно, учитывая, что приток туристов в Барселону растет, и город нуждается в местах для их размещения, как в воздухе. Что же, будем надеяться, что здравый смысл победит, и в новый отель, в конце концов, заселятся счастливые и жаждущие оставить свои деньги в Барселоне туристы.
А пока - башня Агбар пребывает в ожидании, радуя наши взоры своим элегантным силуэтом.
2017 г. Настало время несколько обновить информацию - время не стоит на месте. Непонятные с точки зрения здравого смысла действия барселонской администрации привели к тому, что башгня Агбар так и не стала отелем класса люкс. Потерявшие к ней интерес американцы продали небоскреб новому владельцу - компании по торговле недвижимостью Merlin.
Сумма покупки составила 142 000 000 евро. Кроме того, "мерлиновцы" планировали вложить еще 15 000 000 евро в оборудование помещений здания под офисы. Здание, кстати, поменяло свое имя и теперь зовется, друзья, "Torre Glories" (башня Славы).
В том же, 2017-м году, мог случиться и еще один неожиданный и приятный поворот в судьбе нашего барселонского "огурца". По причине всем нам хорошо известного "Брекзита", Еврокомиссия по лекарственным средствам, располагавшаяся до того в Лондоне, стала подыскивать для своего штаба новое место, и в качестве такового тут же нарисовалась Барселона, предложившая задействовать для этих целей именно бывшую Торре Агбар.
А почему бы и нет? 33 000 м кв полезной площади - вполне достаточно, чтобы там смогли плодотворно трудиться 900 работников Еврокомиссии.
Городские власти, достигшие соглашения с владельцами башни, попросили последних придержать ее какое-то время - пока не станут известны результаты голосования. В том, что Барселона победит своих конкурентов и Еврокомиссия разместится именно в каталонской столице, сомнений практически ни у кого не было.
Не было до осени 2017 - хотел сказать я. Потому что осенью года началась всем нам печально известная политическая возня, затеянная каталонскими правителями-сепаратистами, в результате чего Барселона, считавшаяся до того фаворитом, с позором проиграла конкурс, уступив Амстердаму.
Что потеряла Барселона? Организацию, бюджет которой составляет 322 000 000 млн евро в год, и по делам которой город каждый год мог бы получать 40 000 туристов дополнительно. И пусть политическая ситуация наладилась, и все попытки политических авантюристов провалились - но репутацию в деловых кругах придется восстанавливать еще очень долго. Политическая нестабильность - даже намек на нее - бизнесу не нужна.
А башня Агбар (теперь уже башня Славы) упустила свой очередной шанс и снова осталась пустой. Поистине, тяжелая судьба у этого небоскреба. Но посмотрим, что будет дальше...
Статьи по теме: