Картина "Симулякр ночи" написана Сальвадором Дали в 1930-ом году, однако всякий, кто более-менее детально знаком с творчеством непостижимого каталонца, сразу же вспомнит, что подобный центральный образ - существующую отдельно от тела, совершенно самостоятельную и самодостаточную руку на неком подобии постамента - можно увидеть в работе "Приспособление и рука", принадлежащей к "предсюрреалистичесому" периоду Дали, который, впрочем, мы предпочитаем называть "сюрреализмом без сюрреализма".
"Ввод" Дали в кружок сюрреалистов состоялся в 1929-ом, однако уже за два года до того Сальвадор прекрасно был знаком с идеологией сюрреализма и, безусловно, по духу и направленности своего творчества являлся сюрреалистом.
Возрвращаясь к руке - либо отдельной, либо гипертрофированной - вспомним такие вещи Дали, как "Мрачная игра" (1929), "Рука" ("Угрызения совести"), и наконец, обсуждаемый нами "Симулякр ночи" - и поймём, что рука была исключительно важна для Дали - в данном случае не как подаренный природой "инструмент" для творчества - но как совершенно необходимое природное же "приспособление" для сексуального самоудовлетворения.
Да - рука, красная (от стыда и угрызений совести) искрящаяся болезненно-страстной энергией рука выступает символом одного из главных пристрастий Дали, от которого тот не избавился до старости - мастурбации. Во второй половине двадцатых мастурбация была сопряжена для Дали с постоянным чувством вины, которое испытывал художник, предаваясь этому занятию.
Интересно, что между написанием "Приспособления и руки" (с практически идентичным главным образом) и "Симулякра ночи" в жизни Дали произошло одно "маленькое, но существенное" изменение: в жизни его появилась Гала, ставшая его первой женщиной, и как раз тридцатый год - самое начало их совместной жизни - был отмечен ненасытной страстью к физическому обладанию друг другом едва ли не каждую минуту, по воспоминаниям знавших их тогда людей.
Однако это вовсе не означает, что Дали расстался с невинной шалостью холостяцкой и девственной юности. Нет, нет и нет - мастурбация, по неоднократным признаниям самого художника, была и осталась для него самым действенным, быстрым, проверенным и надежным способом достижения сексуального удовлетворения.
В свое время он даже опасался, что такая "особенность" может изрядно помешать сексуальной стороне их отношений с Галой - и был рад узнать, что Гала и Поль Элюар, в бытность мужем и женой, также нередко практиковали взаимную мастурбацию.
Впрочем, некоторая ущербность в этих отношениях, похоже, наметилась уже в самом начале - на такие мысли наводит введение художником слова "Симулякр" в название картины. "Симулякр" в значении "неполноценная копия, или имитация" как раз может означать, что полноценный секс так и не смог заменить Дали его имитацию.
Впрочем, так ли, эдак ли, но знаменитый художник и его не менее известная супруга нашли способ поладить между собой так, чтобы сексуальные проблемы ни омрачали их священного союза. В любом поражении можно усмотреть признаки победы. Так, Дали был счастлив, по его собственным словам, что обзавелся импотенцией.
Это, во мнении Дали, являлось, во-первых, одним из непременных признаков гения, а во-вторых - замечательным поводом не тратить уйму энергии "на производство себе подобных" - то есть, зря, а вместо того заняться действительно стоящим делом - творчеством.
Статьи по теме:
"Погружение в Театр-музей Дали - путеводитель по музею Дали в Фигерасе
Write a comment