Картина "Мягкий Монстр", также известная под названием "Мягкий Монстр в ангельском пейзаже" была написана Сальвадором Дали в 1977-ом году. В настоящий момент эта относительно небольшая вещь (76 х 101 см; холст, масло) находится в коллекции современного искусства Музея Ватикана, а попала она туда, прошу отметить, не просто так - а в качестве дара от короля Испании Хуана Карлоса Первого известного своими коррупционными скандалами и в настоящий момент (2021) съехавшего от греха подальше к друзьям Арабские Эмираты.
Что же, о дружбе Сальвадора Дали с испанским королем и королевой мы не раз уже рассказывали, но здесь просто сложно удержаться, чтобы не заметить: хорошо жил товарищ Хуан Карлос уже в те далекие годы, если в 1980-ом, например, с легкостью мог с "широкого королевского плеча" задарить Ватикану оригинал картины Дали!
Впрочем, когда это короли жили плохо? Да и Бог с ними! Подробно тема королей раскрыта в "Безобразном Эдди" - а здесь все-таки скажем пару слов о картине незабвенного Дали.
"Мягкий монстр", как сходу определит всякий, даже не обладая энциклопедическими познаниями относительно Дали и, всего, что он "натворил" - это, безусловно, сам художник, точнее, его автопортрет, впервые во всю мощь заявивший о себе в эпохальном полотне зари сюрреализма "Великий мастурбатор".
Да, "прототип" этого мягко-монструозного автопортрета можно углядеть и в "Мрачной Игре", и в "Портрете Поля Элюара", написанных Сальвадором Дали в том же 1929, но несколько раньше - однако "каноническую" форму Мягкий Монстр обретет именно в картине "Великий Мастурбатор", а затем будет появляться в таких вещах, как "Загадка Желания, "Имперский монумент Женщине-ребенку", "Осквернение гостии", "Вечерний паук сулит надежду" - и множестве других вещей каталонского маэстро.
На всякий случай, напомним: визуальный образ Мягкого Монстра Дали сформировался под воздействием, во-первых, одного из валунов на мысе Креус (рядом с которым художник прожил большую часть жизни) а во-вторых, под впечатлением одного из фрагментов восхитительного триптиха Босха "Сад земных наслаждений", находящегося в музее Прадо в Мадриде.
И, отметим, с самого своего появления в пространстве картин Дали Мягкий Монстр служил воплощением проблем прежде всего сексуального характера, которым, собственно, посвящена огромная доля работ Дали-сюрреалиста. Доказательством тому служит само название упомянутой нами вначале вещи Дали - "Великий Мастурбатор".
О своих сексуальных проблемах Дали всегда говорил без ложного стеснения, заявляя, например, что импотенция - удел великих людей, и что, возможно, именно благодаря такому своему "отличию" они и стали великими: в отличие от обычных людей, им не пришлось "впустую тратить силы и сперму" на производство особей человеческого вида - но была возможность пустить эту энергию в гораздо более "правильное русло".
Так что Мягкий Монстр Дали, прошу отметить, при всем многообразии смыслов, которые в разное время вкладывал в этот вариант автопортрета художник - это, прежде всего, прозрачный намек на собственную импотенцию - тему, которая красной нитью проходит через всю творчество усатого каталонца.
Из той же "оперы" и несоразмерно большой, нарушающий законы перспективы ангел с костылем-подпоркой, спешащий в направлении мягкого монстра: костыль, по словам самого Дали - также символ импотенции, ибо является "необходимой поддержкой для объектов, не способных поддерживать твердое состояние самостоятельно".
Из той же "оперы" и другой ангел, на переднем плане ближе к центру холста, вручающий единорогу его рог. Единорог, напомним, является символом целомудрия, а импотенция однозначно обрекает ее "владельца" на вынужденное целомудрие - здесь с логикой Дали спорить невозможно.
Да и посмотрите, собственно, на Монстра - его условный "нос" более напоминает пенис, часть которого отделена напрочь от своего "носителя". Однако рискну предположить, что в этой картине речь идет об импотенции не физической, а, скажем так, духовной, или, скорее, творческой.
Напомню: картина "Мягкий Монстр" написана в 1977-году. Уже в конце 60-хх художник, отличавшийся невероятным трудолюбием и работоспособностью, ощутил, что тема живописи для него, пожалуй, исчерпана. Он, Сальвадор Дали, создал не одну тысячу живописных произведений и сказал всё, что намеревался сказать.
Именно поэтому Дали затеял монументальное полотно "Галлюциногенный тореадор", которое должно было стать своеобразным "подведением творческих итогов" - и действительно стало им. "Галлюциногенный тореадор" - последняя великая картина Мастера. Всё, созданное после нее, за редкими исключениями - вторично по отношению к творчеству самого Дали.
Именно по этой причине, желая подвести итоги и увековечить уже созданное, Дали загорелся идеей своего Театра-музея в Фигерасе - и весь остаток активной жизни, по сути, занимался тем, что совершенствовал свое музейное "гнездо" и пополнял коллекцию музея.
Для меня "Мягкий Монстр на фоне ангельского пейзажа" - как раз декларация на тему "исчерпанности" в творчестве, если хотите - творческой импотенции, хотя сам Дали, услышав эти слова, пришел бы, вне всякого сомнения, в неописуемую ярость.
Все просто. Критиковать Сальвадора Дали разрешалось только одному человеку - Сальвадору Дали. И картина "Мягкий Монстр" как раз и является такой "самокритикой". Но критикой ли, по большому счету? Уверен, что нет.
Скорее, чувством приятной опустошенности - приятной от того, что успел невероятно много, успел всё, что намеревался, и при этом в запасе осталось еще какое-то время жизни. Кто из нас не местал бы о таком? Именно по этойц причине "Мягкий Монстр" вызывает удивительное ощущение опустошенно-благостного покоя.
Да, Монстр бессилен, да, он лишен своего жизненно-важного придатка - но посмотрите, как он доволен! Он не в канаве, а на пьедестале; вокруг него снуют дружественные ему ангелы (один, посмотрите, даже с трубой, символизирующей славу, которую Дали познал при жизни и которая будет сопровождать художника и после ухода в мир иной); идеализированные каталонцы на заднем плане танцуют мини-сардану - картина просто дышит умиротворенностью и покоем! И даже лимонный свет, заливающий долину и облака, работает, как ни странно, на создание того же настроения.
По большому счету, картину Дали "Мягкий Монстр" следовало бы назвать "Старость хорошо пожившего и много успевшего сделать человека" и вручать ее качественную копию каждому, кто, положа руку на сердце, может на склоне лет сказать то же самое о себе.
Статьи по теме:
Write a comment