"Поэзия Америки", (Космические Атлеты) - одна из лучших картин Сальвадора Дали "американского" периода, написанная художником в 1943-ем. Картина экспонируется в Театре-Музее Сальвадора Дали в Фигерасе и расположена в зале "Поэзия Америки" - так что всякий желающий может насладиться этой вещью в родном городе Сальвадора Дали, где расположен музей, более того - в том самом музее, который он сделал сам и в котором, собственно, и похоронен.
Но вернемся к самой картине "Поэзия Америки". Мы уже упомянули о том, что у полотна два названия. Первоначально эту вещь, написанную в Калифорнии, в Монтеррее, Дали назвал именно "Поэзия Америки". "Космические Атлеты" появилось позднее, однако для Сальвадора Дали менять названия своих вещей с течением времени - вещь самая обычная.
Прибережем центральных персонажей на потом, пока побеседуем о пейзаже.
1. В картине "Поэзия Америки" - не один, а два пейзажа
В картине "Поэзия Америки" пейзажей действительно два - причем, совершенно разных. На переднем плане - обширные песчаные пространства, ассоциирующиеся у Дали с его "новой родиной" - необъятным, в сравнении со Старым Светом, американским континентом, а вот в глубине полотна - места гораздо более камерные, знакомые нам по многим другим картинам Сальвадора Дали, и бесконечно для него родные: скалы, окружающие долину Ампурдан, где художник появился на свет.
Над скалами этими нависает тревожное, с багровыми всполохами, грозовое небо - явное указание на то, что прежний мир, тот самый Старый Свет, из которого Дали бежал в Соединенные Штаты - переживает непростые времена.
Не будем забывать, что в Европе в то время бушевала Вторая Мировая, а в Испании победила диктатура Франко, которого Дали в те годы еще не считал "спасителем испнасокй нации", и относился к нему и его режиму негативно.
Башня, которая фигурирует во многих картинах Дали 30-хх, здесь обрела мрачную монументальность и больше напоминает небоскреб - один из символов американского бытия.
Башня, по сути, отделяет одно пространство от другого и в нижней части имеет небольшой сквозной проход - явное указание на тоску, которую Дали уже в те годы испытывал по родным местам.
Однако все это в прошлом: возвращение в Европу представляется Сальвадору Дали в тот момент невозможным, или, во всяком случае, бесконечно далеким.
Вот почему проем прямоугольной арки наводит на мысли о "свете в конце тоннеля". Каталония прекрасна и любима, но бесконечно далека и недоступна - нужно привыкать к новой реальности, пытаясь понять приютившую его страну.
2. Символы американской жизни - на переднем плане картины
Символы новой для Дали "американской жизни", из которых и складывается не совсем понятная художнику "поэзия" этой хваткой, энергичной, деловой, вечно спешащей и вечно работающей страны под названием Соединенные штаты Америки, занимают центральное пространство картины.
Во-первых, это американский футбол: игра злая, жестокая, силовая (эдакий современный вариант гладиаторских боев), игроки в который представлены на переднем плане.
Во-вторых, телефонная трубка - новые технологии и прогресс, воплощением которого всегда были США.
И, в-третьих, внимание, бутылка Кока-Колы! Самая настоящая, реалистично выписанная бутылка Кока-Колы!" Да, именно так - бутылка Кока-Колы! На этом мы просто обязаны остановиться чуть подробнее!
3. "Поэзия Америки" Сальвадора Дали предвосхитила поп-арт!
Зарождение жанра поп-арт критики относят к 50-м г.г. Сам термин возник в начале 60-хх. Наиболее ярким представителями считаются Энди Уорхолл и Рой Лихтенштейн - люди, которые довели до совершенства воспевание предметов массового потребления в искусстве.
Первое програмvное полотно, закрепившее рождение нового жанра: "Кока-Кола" Энди Уорхолла, созданная в 1962-ом.
Так вот, дорогие друзья: задолго до того, как появилась "Кока-Кола" Уорхолла, Дали уже изобразил свою! Причем, за два десятка лет до того, как появился "Кока-Кола" Уорхоллла.
В те времена, когда Дали написал своих "Космических атлетов", Уорхол был еще 15-летним подростком и ни о чем, кроме волнующих выпуклостей одноклассниц, наверняка не думал.
Это я к тому, что отныне, вооруженные этими знаниями, Вы запросто сможете удивлять различных знатоков искусства, которые, может быть, не такие уж и знатоки:). И когда зайдет речь о поп-арте, и все тут же вспомнят Энди с его "Кока-Колой", вы скромно поставите этих людей в известность, что это уже было сделано Сальвадором Дали - правда, на два десятка лет раньше.
4. Картина предвосхищает грядущее торжество "черной" Америки
Да, есть основания полагать, что Дали, обладавший, как и всякий крупный творец, пророческим даром, изобразил в этом полотне проблемное прошлое, проблемное настоящее и еще более проблемое будущее взаимоотношений черной и белой Америк.
Судите сами: на монументальной башне-небоскребе подвешен кусок кожи с изображением африканского континента - причем, кусок этот сочится слезой. О чем это говорит в переводе с языка живописи на наш, обычный? О том, что финансовая мощь США начиналась с жестокой экплуатации черных рабов, которая еще не изжита целиком - что, в общем, соответствует действительности.
Но, достигнув доминантного положения и привыкнув к нему, белая раса, по сути, подготовила начало собственного конца. Сытый человек - слабый человек.
Вспомните Древний Рим, вспомните Испанскую Империю - их погубили собственная роскошь и богатство. Сытый человек - слабый человек. В отличие от голодного или угнетаемого, ему не нужно выживать каждый день, вцепляясь в жизнь всеми когтями и зубами.
Может быть, поэтому так беспомощны вроде бы мощные, по определению атлеты? Тот, что справа, лишен кистей рук, а атлет слева и вовсе имеет усталый вид и даже закрывает голову рукой - в страхе? Или в стыде?
Кстати, из спины его произрастает гораздо более мощная фигура чернокожегого атлета, удерживающего в равновесии на пальце белый овальный мяч.
Да, мы знаем, что долгое время все мячи для игры в американский футбол были белыми, с черной полосой - но, думается, Дали говорит здесь не об этом.
Мяч, скорее, напоминает яйцо и выступает символом новорожденного мира, который вот-вот грядет, и в котором будут править не белые...
Совершенно о том же свидетельствует и странная, на первый, взгляд, композиция, берущая начало в одном из сосков атлета справа. Однако странного в ней как раз ничего и нет.
Вскормленная всеми плодами и демократическими благами белой цивилизации, чернокожая Америка, настанет миг, просто погребет белую под собой - точно так же, как тяжелое черное пятно, напоминающее мрачное сердце, закрывает собою белую простынь...
5. Без Колумба в "Поэзии Америки" не обошлось
Нельзя не упомянуть об отсылке к самым истокам новой истории американского континента - об открытии Америки Христофором Колумбом.
Да, обнаженный мужчина с шестом слева - никто иной, как далианский Колуб. Сомневающихся прошу ознакомиться с картиной Дали более позднего периода "Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба" - и все сомнения отпадут сами собой.
Колумб, явившийся застолбить открытую из землю, одинок, "как шест среди пустыни", и задумчив, словно размышляет, к каким последствиям приведет его открытие. Таким образом, Дали умудрился, вдобавок, мягко напомнить американцам, какая страна снарядила экспедицию, в результате которой, собственно, и было положено начало всему нынешнему американскому изобилию!
Статьи по теме:
Постоянство памяти - описание картины Сальвадора Дали
Сальвадор Дали - Ласточкин хвост и виолончель
Write a comment