Картина "Испанский гитарист", известная также под названием "Гитарреро" была написана Эдуардом Мане в 1860-ом году и стала первой из работ "сердитого молодого человека", принятых жюри Парижского салона. Более того, выставленная в Салоне годом позже, эта картина даже заслужила похвальный отзыв (один).
Разумеется, знай члены жюри, что Мане близок к тому, чтобы вскоре создать свой скандальный "Завтрак на траве", а еще чуть позже - еще более скандальную "Олимпию", они тысячу раз подумали бы о том, стоит ли привечать Эдуарда столь щедрыми авансами.
Впрочем, в 1860 году ничто не предвещало беды - Мане, написавший эту блестящую, без преувеличения, картину, всего лишь продемонстрировал, что находится под большим впаечатлением от своего знакомства с работами Диего Веласкеса, который для французских академиков являлся таким же бесспорным авторитетом, как и для самого Мане.
Эта "испанская нотка" отчетлива слышна во многих работах Мане, родившегося в состоятельной парижской семье и не имевшего к Испании никакого, казалось бы, отношения. Живопись, однако, не знает границ - знакомство Мане с ранними бодегонами Веласкеса (бодегон - вид живописи, сочетающий натюрморт и жанровую сцену с изображением быта простонародья) навсегда сделало француза огромным поклонником художника из Севильи.
Картина "Испанский гитарист" - яркий тому пример. Композиция, обстановка, работа со светотенью - если не всматриваться особенно пристально в детали, можно действительно поверить, что перед нами - один из бодегонов Веласкеса.
Хотя картина была написана в мастерской Мане в Париже, в качестве натурщика Эдуард взял чистокровного испанца, и к тому же - настоящего гитариста и певца. Охваченный нестерпимым творческим зудом, Мане писал вдохновенно и лихорадочно быстро.
Лишь закончив картину, он обратил внимание, что написал гитариста наоборот - то есть, изобразил его левшой, в результате чего неожиданно возник эффект тогда еще не родившегося Пола Маккартни - однако переделывать удачную, на его взгляд, работу, Мане не стал.
Известный французский поэт, писатель и критик Теофиль Готье был от "Испанского гитариста" в восторге, отметив, что у Мане "бездна таланта". В своем отзыве Готье со свойственной ему проницательностью верно указал истоки вдохновения Мане, упомянув Веласкеса и Гойю. В наши дни картина "Испанский гитарист" принадлежит коллекции Музея Метрополитен в Нью-Йорке.
Статьи по теме:
Самые известные картины Эдуарда Мане
Моне и Мане - так в чем же, наконец, разница, и есть ли она вообще?
Write a comment