"Призрак Вермера Делфтского" (21,5 х 15,5 см; холст, масло) - одна из славных картин Сальвадора Дали, написанных художником в 1934-ом году. Впрочем, если судить по датировке, сделанной самим художником - это "тридцать-какой-то-неразборчивый год" (надпись разобрать нельзя) и не знай мы, когда именно Дали начал писать своих бесконечных "Вермееров", не знай мы, когда эта картина была выставлены впервые - год написания так и остался бы тайной.
Да, Дали постоянно подписывал свои работы не теми годами, что, впрочем, не так важно: целиком поглощенный творческим процессом, Дали работал для Вечности, а в этом случае, согласитесь, совершенно всё равно, в каком именно году написана картина, раз уж она - вечная.
Настоящая работа - одна из нескольких вещей, напрямую посвященных главному кумиру Сальвадора Дали (после, разумеется, Веласкеса) - голландцу "золотого века" Яну Вермееру, или Вермеру Делфтскому.
Однако когда эта картина была выставлена в галерее Жюльена Леви в Нью-Йорке, она значилась в каталоне под повествовательным названием "Участник маскарада, опьяненный прозрачностью атмосмферы".
Несмотря на то, что Дали умел придумывать крайне занимательные и звучных имена своим картинам, название все же имело второстепенное значени для художника, который в первую очередь полагался на зрителя. Именно зритель в процессе созерцания очередного сюрреалистического шедевра должен был определить, на основе целого спектра сложных ощущений, что же он все-таки видит перед собой, а затем уже решить, как это должно называться.
В лекции, прочитанной в Музее современного искусства в Нью-Йорке в 1934 году, Дали раскрыл свои основные взгляды того времени: «Чтобы понять "эстетическую" картину, необходима тренировка в оценке, культурная и интеллектуальная подготовка. Для сюрреализма единственное необходимое условие - восприимчивый и интуитивный человек.
Подсознание имеет символический язык, который является действительно универсальным, поскольку не зависит от образования, культуры или интеллекта, однако говорит с помощью словаря великих жизненно важных констант: сексуального инстинкта, страха смерти, представления о непостижимости бесконечного пространства. Как известно, эти жизненно важные константы заложены изначально в каждое человеческое существо ».
Образ голландского живописца Дали позаимствовал с его знаменитой картины "Аллегория живописи", которую сам Вермеер ценил чрезвычайно, и с которой не желал расставаться, даже невзирая на огромные долги, которыми к концу жизни оброс со всех сторон - согласно народному голландскому выражению, "как Шарик блохами".
Несомненно, помещая Вермеера в родной для самого Дали с детства и чрезвычайно любимый им каталонский пейзаж, Сальвадор, подсознательно или явно, ассоциирует себя с голландским корифеем.
Дали многократно заявлял, что свет в Кадакесе и Порт-Льигате - вовсе не средиземноморский, а именно голландский, совсем такой, как в Делфте, где Вермеер создавал свои удивительные полотна. Обращает на себя запоминающийся костюм Вермеера - так называемый дублет с полосатыми плисированными рукавами.
Картина "Призрак Вермера Делфтского в свое время находилась в коллекции Луизы Крейн, филантропа и дочери губернатора Массачусетса и сенатора США Уинтропа Мюррея Крейна, а затем новаторского мецената и страстного коллекционера Джозефин Бордман Крейн. Луиза Крейн была издателем антифранкистского журнала IBERICA и всю свою жизнь была очарована испанской культурой и политикой. Эта картина оставалась в ее коллекции до ее смерти в 1997 году.
Сменив владельца, картина вновь "появилась на публике" в 2007-ом, когда была продана с аукциона Сотби за 2 505 000 долларов США.
Write a comment