Картина "Иоанн Креститель", известная также, как "Святой Иоанн Креститель", была написана Леонардо да Винчи между 1513 и 1516 годами, в период, когда Высокое Возрождение трансформировалось в маньеризм. Принято считать, что это последняя картина Леонардо - во всяком случае, из дошедших до нас и по традиции приписываемых кисти флорентийского гения.
Картина (69 х 57) напиана маслом на ореховой доске и в настоящий момент экспонируется в Лувре (Париж, Франция).
В этой работе Леонардо отступает от традиции не только Возрождения, но и своей собственной, начито лишая картину фоновых изображений - что в особенности концентрирует внимание зрителя на фигуре Иоанна Крестителя, позволяя оценить, какого совершенство достиг Леонардо в применении техники сфумато.
Указывающий на небеса, очень характерный и многозначительный жест Святого Иоанна подразумевает важность спасения души смертного через крещение, которое, собственно, и олицетворяет Иоанн Креститель. "Иоанн Креститель" Леонардо часто цитировался более поздними художниками - в особенности, представителями школы маньеризма.
Кстати, подобный выразительный жест можно обнаружить и в других работах Леонардо (напр. "Тайная Вечеря", "Мадонна в скалах", "Мадонна с младенцем") - в некотором смысле, он является "фирменным знаком" художника.
Интересно, что если атрибуты святого - одежда из грубой шерсти, тонкий тростниковый крест (который так любил воспроизводить в своих религиозных работах Сальвадор Дали) выглядят вполне традиционными, то сам облик Иоанна Крестителя - упитанного, женоподобного и откровенно довольного собой - кажется весьма и весьма противоречивым.
Согласитесь, этот Иоанн Креститель кисти Леонардо совершенно не вяжется с традиционным представлением о святом, живущем в пустыне на вынужденной диете из саранчи и небольшого количества меда.
Иоанн Креститель, обычно изображеаемый изможденным, худым, опаленным жарким огнем веры и несущим этот жар другим, в картине Леонардо настолько непохож на канонический образ, что о этой причине многие склонны признавать эту работу да Винчи почти богохульством.
В большей степени - в особенности, своей улыбкой - Иоанн Креститель Леонардо напоминает "Мону Лизу", поменявшую пол, или, возможно, Салаи, который, скорее всего, и послужил моделью художнику для этой картины. Напомним: Салаи - один из учеников Леонардо, с корорым его связывали длительные, более четверти века, отношения - и, как полагают некоторые исследователи, не только профессиональные, но и интимные.
Если в этом утверждении есть хотя бы доля истины, становится совершенно понятной неоднозначность облика Иоанна Крестителя, который в этой работе Леонардо предстает, будем откровенны, в облике почти гермафродита.
Как бы ни было, это нисколько не умаляет собственно достоинств картины. Перед нами не просто зрелый, но достигший вершины своего дарования, мастерство которого находится за гранью человеческого понимания.
Статьи по теме:
Write a comment