Святой Михаил, побеждающий дьявола (1518) - картина итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэля Санти. Изображение являет собой архангела Михаила, непринужденно стоящего правой ногой на спине сатаны и держащего в руках копье перед тем, как нанести смертельный удар по рогатой голове Дьявола.
Это крупномасштабная (286 х 160 см, масло, доска с последующим переводом на холст) и зрелая версия работы на сюжет, который он ранее уже использовал в юношеской миниатюре под названием "Святой Михаил". Обе работы с 1667 года находятся в парижском Лувре. Картина была заказана Папой Львом X.
Картина имеет символическое значение в христианской религии, поскольку символизирует победу Бога над злом, воплощением которого выступает Сатана. Рафаэль обладал уникальным даром создавать образы, способные пробуждать в зрителе религиозные чувства - достаточно вспомнить целый сонм его великолепных Мадонн.
Кроме того, Рафаэь славился непревзойденным мастерством изображения фигур в движении. Техники, которые использовал Рафаэль, впоследствии были приняты Шарлем Лебреном в Королевской академии искусства в качестве основы французского классицизма.
Архангел Михаил изображен в окружении скалистого пейзажа, в молодом возрасте, в непринужденной и даже изящной позе, стоящим на спине явно расстроенного происходящим дьявола. Крылья Михаила изображены раскрытыми, в то время как крылья Сатаны сложены, что означает его полное и решительное поражение.
Как отмечается большинством специалистом, Рафаэль обладал большим мастерством в изображении пространства, однако при этом умел совмещать необъятность природы с господством над ней человека. Человек всегда господствует, а земля подчиняется человеческой воле . Здесь человек изображается господином через образ Михаила, а сатана, соответственно, выступает в роли подчиненной (подавленной) сущности.
Многие из великолепно работающих стилистических приемов были переданы Рафаэлю его учителем Пьетро Перуджино. При сравнении картин Рафаэля с картинами Леонардо да Винчи очевидно, что Рафаэля вдохновляла техника "движения, остановленного во времени", которой пользовался великий Леонардо.
Кроме того, совершенно очевидно, что Рафаэль многое перенял и у другого "титана Возрождения" - Микеланджело, в особенности, когда речь идет об одном из излюбленных приемов Буонарроти - контрапункте.
Рафаэль имел привилегию получить широкий доступ к работам да Винчи и Микеланджело по той простой причине, что многие из их произведений этих мастеров были заказаны флорентийскими покровителями. Обучаясь в свое время во Флоренции, Рафаэль имел возможность использовать эти бесценные ресурсы с целью повышения собственного мастерства.
Статьи по теме:
Великий Красный Дракон - Уильям Блейк
Сардана ведьм (1918) - Сальвадор Дали
Этюд обнаженной (1925) - Сальвадор Дали
Дионис, выплевывающий цельный образ Кадакеса на кончик языка трехэтажной гаудианской женщине
Write a comment