Этюд к "Галарине" - один из многих, написанных Дали в период его работы над картиной, которую мы уже успели увидеть и обсудить в "зале Сокровищ".
Этюд (72,30 Х 53,70, карандаш, бумага) датирован 1943-им годом и экспонируется в зале "Дворец ветра" Театра-Музея.
Этот великолепный рисунок позволяет в полной мере понять, почему искусствоведы нередко сравнивали лучщие образцы графики Сальвадора Дали с графикой самого Леонардо.
Этюд к "Галарине" хорош ровно настолько, насколько это возможно для любого совершенного произведения искусства. Этот тот самый случай, о котором я не раз уже упоминал - окончательный, выполненный маслом вариант так или иначе проигрывает этому, вроде бы, "подготовительному" этапу, что, на мой взгляд, в случае с "Галариной" особенно очевидно.
Графика, одна из сильнейших сторон живописного дарования Сальвадора Дали, и сам он, можно не сомневаться, знал об этом. Не случайно одна из надписей в нижнем левом углу рисунка цитирует Доминика Энгра: "Рисунок - это высшая честность в искусстве", а еще одна - цитирует самого Дали: "Каждая линия рисунка должна быть геодезической".
В этюде к "Галарине" Дали, безусловно, достиг подлинной "геодезичности", однако возникает вопрос: "откуда дровишки"? Помимо несомненной одаренности, должна ведь быть очень хорошая школа? Да, должна - и она была!
Еще в детстве, в подростковом возрасте, Дали, жившем и учившемся здесь же, в провинциальном Фигерасе, очень повезло с учителем.
Директором вечерней муниципальной школы рисования в Фигерасе был Хуан Нуньес - рисовальщик, как говорили, "от Бога". Нуньес учился в Мадриде, где закончил Академию изящных искусств; затем продолжил обучение в Риме, после в Париже. Графические работы его были не раз отмечены наградами, а некоторые из них до сих пор можно увидеть в Мадридской академии Сан-Фернандо.
Каким образом Нуньеса, живавшего в столицах, занесло в совершенно провинциальный Фигерас, остается неизвестным, да это и не важно. Важно другое - именно этот талантливый художник и прирожденый преподаватель учил Дали рисунку. В сыне нотариуса он сразу увидел способного ученика, и первый год обучения Дали был даже отмечен специальным дипломом за особые успехи.
О Нуньесе с большим уважением и теплотой Дали отзывался спустя многие годы, заявляя при этом, что за 6 лет тот научил его всему, что умел сам. Интересно, что из художников Нуньес более всего ценил Рибейру, Рембрандта и Веласкеса - так что величайшее прклонение Дали перед Диего Веласкесом тоже, может статься, результат преподавательской деятельности Нуньеса, которого Дали, по собственным его словам, уважал более прочих.
А услышать от Дали похвалу современнику - это нужно очень и очень постараться! Нуньес, как видим, этой похвалы от Дали бывал не раз удостоен. Скажем спасибо Нуньесу и мы - за то, что он сделал из Дали замечательного рисовальщика.
Статьи по теме:
Write a comment