Часовня Святейшего, раположенная по левую руку от главного алтаря церкви Санта-Мария, может считаться самой "новой" из всех: холя сама церковь, как мы знаем, была построена в 16-ом столетии, часовня была полностью перестороена в совсем "недалеком" от нас 1977 году, по проекту мастера, о котором мы множество раз рассказывали: Жозепа Марии Субиракса, который известен всему цивилизованному миру оформлением Фасада Страстей Храма Святого Семейства (Саграда Фамилия) в Барселоне.
В аббатстве Монсеррат находится далеко не одна работа этого замечательного скульптора, однако часовня Святейшего (Capella del Santissim - кат.) - безусловно, самая впечатляющая из всех.
Оговорюсь сразу: ни фото, ни видео, в силу некоторых особенностей освещения и восприятия, даже в малой степени не способны передать то, что способен увидеть там "живой" человеческий глаз - но рассказать об этом все-таки нужно.
Мимо нее вы не пройдете: часовня Святейшего, единственная из всех, отгорожена от центрального нефа церкви стеклянной стеной, на которой внимание посетителей незименно привлекают бронзовые барельефы на такой же прозрачной двери, выполненные в типичной для Субиракса манере.
Барельефы на левой створке двери посвящены теме смерти, а справа, используя набор привычных для него образов, Субиракс размышляет о жизни. Среди прочего, здесь можно прочесть строки каталонского поэта Сальвдора Эсприу, обращенные к покровителю Катлаонии - Святому Георгию, в которых поэт просит небесного заступника избавить каталонский народ от ужасов гражданских войн и даровать Каталонии мир.
Понятно, что речь в первую очередь о Гражданской войне в Испании 1936-39 г.г., расколовшей население страны на два противоборствующих лагеря и втянувшей их в братоубийственную бойню. Монастырь Монсеррат в годы Гражданской войны был реквизирован правительством Республики и превращен в госпиталь, что, собставенно, и спасло его от полного уничтожения.
Внутреннее убранство часовни, которая после перестройки увеличилась в размерах и сейчас нередко используется для различных богослужений более "камерного" типа, на первый взгляд покажется вам очень скромных - если не сказать, убогим.
Эдакий современный минималистичный стиль не то что даже церкви - но, скорее, офиса средней руки. Ни богатой утвари, ни картин, ни скульптур, а алтарь вместе с заалтарным образом выполнены из единого фрагмента бетона (!) - и тоже в весьма минималистичном ключе.
На фронтальной панели алтаря - бедренная кость в нише, символизирующая земную смерть Христа, на заалтарном образе - изображение возносящегося Иисуса, означающее воскресение Сына Божьего к жизни вечной...
Лик Иисуса, пронзенные гвоздями ладони, ступни, намеченные едва-едва колени, след от копья Лонгина, раположенный, в противовес многовековой традиции, не справа, а слева (где ему и надлежит находиться) - все, кажется, очень и очень незатейливо, однако не спешите с выводами.
Если в часовне кто-то есть - а там часто молятся, и мешать людям в этом случае, понятное дело, ни в коем случае нельзя - так вот, если в часовне молятся, тихонько присядьте на одну из скамей, и вглядитесь пристальней в лик Иисуса. Пройдет совсем немного времени, и вы с удивлением, переходящим в недоверие, обнаружите, что изображение, выполненное в технике контррельефа, перестает казаться вам вогнутым и, напротив, обретает трехмерность, выступая за плоскость фона.
Далее рекомендую, не отводя взгляда от лика Иисуса, качнуться туловищем влево, а затем вправо - но постарайтесь сдержать крик изумления: вам покажется, что Христос, самым "живым образом", поверачивает не только глаза, но и весь лик вслед за вами.
Еще более впечатляющим - вплоть до полного нежелания верить своим глазам - этот эффект выглядит, если расположиться напротив алтаря непосредственно перед ним - а после прогуляться вправо и влево вдоль него. Но, повторимся, такое возможно сделать только в том случае, если часовня совершенно пуста - по вполне понятным каждому причинам.
Эффект, которого добился Субиракс в часовне Святейшего, используя, казалось бы, самые примитивные средства - потрясающ. Не припомню ни одного случая, чтобы посещение этой часовни не произвело сильнейшего впечатления на туристов. На этом, впрочем, чудеса и тайны часовни Святешего не заканчиваются - ей есть еще чем удивить...
Write a comment