Инаугуральная гусиная кожа - Сальвадор Дали

Инаугуральная гусиная кожа или Сюрреалистическая композиция

Картина "Инаугуральная гусиная кожа" была написана Сальвадором Дали в 1928-ом году и ныне принадлежит коллекции Театра-музея Сальвадора Дали в Фигерасе, где выставляется, как правило, в главном зале музея - в зале Сокровищ. 

 

Эта вещь (76 Х 63,2 см; масло, холст) меняла свое название несколько раз. Изначально "Инаугуральная гусиная кожа" называлась простенько и без затей: "Сюрреалистическая композиция", после получила название "Мясо праздничной курицы", и, наконец, обрела свое нынешнее и последнее имя.

Картина принадлежит к достаточно редким вещам Дали "переходного", или "предсюрреалистического" периода, который я предпочитаю назвать сюрреализмом до сюрреалистов" - ведь в 1927-28-ом годах, когда создавались такие вещи, как "Мед слаще крови" или "Аппарат и рука", Дали формально еще не был вхож в сюрреалистические круги - хотя влияние других художников этого направления, и, прежде всего, Ива Танги, хорошо заметно и в картине "Инаугуральная гусиная кожа". 

Да, надо признать, Танги во многом повлиял на формироваание Дали-сюрреалиста, чего, к слову, никогда не отрицал и сам каталонец. Организация пространства картины, белые сгустки материи, плывущие по холсту - всё это, скажем так, Дали аккуратно позаимствовал у Ива Танги. 

Что касается букв и чисел - в них отразилась интересная особенность ума Сальвадора Дали - при неуемной творческой фантазии художник обладал очень организованным и аналитическим складом ума - что, на мой взгляд, и предопределило появлени на свет гения. Вот слова самого Дали, подтверждающие правоту этой догадки. 

"Нумерация на моих картинах, видимо, отражает мой извечный интерес к стандартному метру. В июне 1927 года я написал статью "Святой мученик Себастьян" и напечатал в журнале "Л'Амик де лез артс". Лорка нашёл её самым лучшим поэтическим текстом из всех, которые он когда-либо читал. 

В этой статье я объяснял, как можно измерить боль святого Себастьяна. Так же, как измеряют температуру: с помощью термометра. Каждая новая стрела будет повышать на одно деление "градус" боли, плюсуясь к общему результату.  В то время я увлекался самыми разными системами мер и весов, и цифры появлялись у меня повсюду. Уже тогда у меня возник интерес к стандартному метру, к числовому делению вещей."

Этот комментарий позволяет лучше понять суть картины "Инаугуральная гусиная кожа", которая является ничем иным, как размышлением Сальвадора Дали над тем, как "можно алгеброй гармонию поверить". Уходящие в перспективу аморфные образования внизу снабжены более обильным числовым и буквенным рядом и выполнены в более "осязаемой" манере. 

Это те составляющие гениальности, которые можно не только "измерить", но, в известной степени, изменить по своей воле: трудолюбие, техническое мастерство, образованность в сфере своей деятельности. 

А вот элементы, сходящие из "небесной сферы", куда более расплывчаты, неопределимы и не поддаются сколько-нибудь точному подсчету (иными словами, пониманию и контролю). Это - вдохновение, или талант, даруемые человеку небом, и от его воли и усилий совершенно не зависящие. 

Только при наличии двух этих составляющих: небесной и земной, возможно возникновение гения - там вдали, у линии горизонта, после долгих лет упорной, напряженной и самоотверженной работы. Дали никогда не сомневался в своей таланте, дарованном ему Всевышним (самомнением Бог его тоже не обделил), и был действительно славен своим трудолюбием. 

Отсюда твердая уверенность молодого художника в том, что, когда придет время, всё сложится, обе проекции сойдутся в искомой точке, и над миром засияет звезда гениального художника Сальвадора Дали. 

Именно в таком контексте следует воспринимать сюжет этой картины. Что до тел, лишенных кожи, с обнаженной кровеносной системой - это несомненная дань Сальвадора Дали своему кумиру Зигмунду Фрейду, который, собственно, и сделал из Дали сюрреалиста. 

Психоанализ Фрейда как раз и занимался тем, что срывал покровы с внешне благопристойного облика человеческого, обнажая глубинные, истинные - и зачастую весьма неприглядные, с точки зрения обыденной морали,  механизмы психической деятельности человека - и сплошь состоящий из комплексов и неразрешенных внутренних проблем Дали воспринял учене Фрейда, как Новую Библию. 

Этой же цели - снятию покровов и обнажению внутренней сути человека - планировал отныне посвятить свое творчество и Сальвадор Дали - отсюда присутствие этой болезненной "расчлененки" в его работах. 

Есть в картине отсылка и к занимавшей Дали проблеме мастурбации: из головы персонажа справа (это, безусловно, сам Дали) прорастает гипертрофированная рука, указывающая на то, что Дали поглощен мастурбацией так же, как и творчеством, однако испытывает ппо этой причине постоянное чувство вины.

Тем не менее, объект еего эротически фантазий, расположенный внизу и связанный с "персонажем-Дали" прямой линией, имеет ярко выраженные женские признаки. Напомним, Дали в то время был девственником, мучительно боялся секса с женщиной и так же мучительно его желал. Однако в 1928-ом ему оставался еше год до освобождения из "девственного плена" - то есть, до появления Галы. 

НАША КНИГА О ДАЛИ И ЕГО МУЗЕЕ

Путеводитель по Театру-музею Сальвадора Дали

Write a comment

Comments: 0