"Сюрреалистический плакат" (1934) - одна из первых вещей Сальвадора Дали, выполненных с целью рекламы своего творчества путем узнаваемых образов-символов.
Эта работа (картон, масло, металлический ключ) была выполнена Сальвадором Дали специально для своей второй персональной выставки в галерее Жульена Леви, которая проходила при непосредственном личном участии самого художника и его жена.
Часто, глядя на некоторые вещи Сальвадора Дали (в особенности, если глаз наметан) ощущаешь некоторое несоответствие изображенного неподражаемому стилю Дали. Не во всем, но в деталях, уж точно! Эдакое смутное, полубессознательное, но упрямое ощущение того, что "где-то это я уже видел", или "это, конечно Дали, но не совсем "стопроцентный Дали".
Как только я ловлю себя на этом ощущении, дальше можно не сомневаться - мы имеем дело с очередным примером "далинизации", которой Дали занимался на протяжении всей своей карьеры. Знаете, что такое "далинизация"? Это когда вас зовут Сальвадор Дали, вы покупаете, к примеру, "Джоконду" Леонардо (беру пример самый гипотетический, от этого объяснение не пострадает), рисуете несчастной женщине усы - и получаете продукт "далинизации", или "далинизированный объект".
Впрочем, зачем нам Дали? Нам дали не нужен. Если у вас, фамилия, скажем Петров - то получаем "петровизацию", а если Сидоров - то "сидоризацию" - и так далее. "Все, что не традиция - то плагиат", - любил говаривать Сальвадор Дали и был совершенно прав.
В данном случае объектом "далинизации" послужила иллюстрация с рекламой горчичников, появившаяся в одной из барселонских газет 12 января 19920-го года. Неизвестно, каким образом Дали "раскопал" этот номер газеты 14-летней давности, однако именно эту рекламную иллюстрацию он и решил, в конце концов, использовать в качестве основы для плаката своей выставки.
За спиной персонажа Дали помещает горчично-желтого цвета конструкцию, с нишами, которые весьма напоминают те, что проделаны ветром и водой в скалах мыса Креус. А сами ниши Дали "населяет" и своим именем, и навязчивыми образами, часто появляющимися в его картинах тех лет.
Среди них мы обнаружим и "мягкие часы" с картины "Постоянство памяти", и ребрышка барашка с картины "Портрет Гала с двумя бараньими ребрышками, удерживающими равновесие на ее плече", которое, в то же время, очень напоминает голову "Великого Мастурбатора"...
Здесь же мы обнаружим няньку, хорошо знакомую нам по картине "Отнятие от груди, питающей мебелью-кормом", а также муравьев, встречающихся в работах Дали повсеместно (подробнее о значении этого образа в творчестве художника), и самый настоящий металлический ключ, закрепленный на картонной основе и представляющий собой символ абсолютно фрейдистский, да к тому же, еще и фаллический - вот почему ключи так часто встречаются в работах Дали начала 30-хх.
Здесь мы найдем и обкатанную водой гальку с маленького пляжа Конфитера в родных местах художника, и скважину, из которой изливается вода, и еще одно удлиненное отверстие, о символизме которого целомудренно умолчим... - одним словом, в плакате мы найдем "Всего Дали в одном флаконе" - насколько вообще можно хоть как-то обобщить столь обширные творческие свершения, как те, которыми трудолюбивый и очень производительный Дали уже успел заполнить пространство мирового искусства к 1934-ом году, когда прошла эта в высшей степени успешная выставка.
Статьи по теме:
Путеводитель по Театру-музею Дали в Фигерасе
Постоянство памяти - описание картины Сальвадора Дали
Свяжитесь с нами:
zakharovsergei@mail.ru
Тел, WhatsApp, Viber, Telegram
Write a comment