Храм-усыпальница Святого Антони Марии Кларета. Достопримечательности г. Вик (Каталония). Увы, мы изначально и глубоко греховны. Собственно, греховная суть человечества - главный побудительный мотив его существования.
При жизни мы не прочь прихвастнуть драгоценностями, эксклюзивными автомобилями, роскошными яхтами и домами (если есть), а после смерти (когда ассортимент в магазине под названием "Тщеславие" сильно сужается) нам остаются надгробные памятники, усыпальницы и гробы.
И если вы король, олигарх, видный политик, цыганский барон или преступный авторитет - можете не сомневаться: место последнего упокоения вполне будет соответствовать вашему статусу.
Взять, например, Наполеона с его великолепной гробницей в паржиской церкви дю Дом, примыкающей к Дому Инвалидов:
Под последнее пристанище великого полководца и государственного деятеля выделили целую капеллу, работы по осуществления проекта растянулись на два десятка лет - как известно, архитектор Висконти, автор проекта, даже не дожил до его завершения, отправившись на тот свет...
Однако и результат, согласитесь, впечатляет: монументальный саркофаг из красного порфира, внутри которого находятся еще несколько помещенных друг в друга, по принципу Матрешки, гробов; двенадцать мраморных Побед, окркужающих саркофаг, статуя императора в римской тоге...
Одним словом, сплошная красота и благолепие, достойное персоны, которой посвящен этот погребальный шедевр. Но если бы Наполеон каким-то чудом мог встать из гроба (из шести гробов) и приехать в провинциальный городок Вик (Каталония), расположенный в 65 км от Барселоны, он понял бы, что всё в этом мире относительно.
Потому что в Вике, в котором мы нередко бываем с экскурсиями, похоронен Святой Антони Мария Кларет (1807 - 1870), и для него в свое время не просто выделили часовню, а построили целую церковь, рядом с размерами которой усыпальница Наполеона покажется игрушечной! Как раз тот случай, когда хочется сказать: "Наполеон нервно курит в сторонке" - как бы ужасно это ни звучало.
Однако факт остается фактом: монументальная церковь в стиле римского барокко, сильно доминирующая над окружающими зданиями, была возведена с единственной целью: стать усыпальницей Антони Марии Кларету.
Чтобы понять, откуда столь монументальное проявление "респекта" в отношении Святого, вспомним основные вехи его славной биографии.
Антоний (по-каталански - Антони) родился в небольшом каталонском посёлке Сальен возле Барселоны в семье владельца небольшой текстильной фабрики. В юности работал на фабрике отца художником-модельером, затем уехал в Барселону для повышения профессионального уровня.
В 20-летнем возрасте пережил глубокий мистический опыт и решил стать священником. Первоначально Антоний задумывался о поступлении в монастырь картезианцев, однако впоследствии отказался от этой мысли. После окончания епархиальной семинарии в городе Вик в 1835 году был рукоположён в священники.
После рукоположения пять лет работал приходским священником в родном посёлке, однако в 1840 году решил посвятить себя миссионерской деятельности. В 1848 году он предпринял первое миссионерское путешествие на Канарские острова. После возвращения основал в 1849 году новую конгрегацию, получившее имя «Конгрегация миссионеров-сыновей Непорочного Сердца Блаженной Девы Марии».
В 1850 году он был рукоположён в епископы и возведён в должность архиепископа Сантьяго-де-Куба (Куба в тот момент принадлежала Испании). В течение 7 лет на посту архиепископа Антоний Кларет вёл активную деятельность по наведению порядка в епархии, совершал множество пастырских визитов, нередко рискую жизнью, в самые удалённые уголки острова; вёл переговоры между испанскими властями и повстанцами-сепаратистами, заслужив, в конце концов, большое уважение среди всех слоёв кубинского общества. В 1855 году он основал на Кубе женскую ветвь конгрегации.
В 1857 году был отозван в Испанию, где королева Изабелла II избрала его своим духовником. После революции 1868 года, когда королева вынуждена была бежать во Францию, Антоний последовал за ней.
В 1869 году принял участие в работе Первого Ватиканского собора, где, в частности, поддерживал принятие догмата о папской безошибочности. Находясь в Риме, тяжело заболел, был вынужден вернуться во Францию, где вскоре скончался в аббатстве Фонфруад.
Святой Антоний Кларет опубликовал более 130 работ богословского характера, а также обширную автобиографию. Он был большим патриотом родного каталанского языка и, хотя большая часть его трудов, в особенности, в бытность его кубинским архиепископом, была написана и опубликована на испанском, работы святого Антония на родном языке сыграли большую роль в поддержке и возрождении каталанского языка.
Среди его работ, кроме «Автобиографии», наиболее известны «Лестница Иакова», «Жизнь св. Моники», «Миссия женщины» и другие, а также сборники проповедей.
Папа Пий XI провозгласил его блаженным 25 февраля 1934 года, а папа Пий XII — канонизировал 7 мая 1950 года. День памяти в католической церкви — 24 октября. После смерти св. Антония Кларета созданная им конгрегация получила имя основателя и стала известна как кларетинцы.
Почему же мощи Антони Кларета, почившего во Франции, были перенесены в каталонский Вик, и для них, вдобавок, соорудили целый храм? Дело в том, что у падре Кларета были особые отношения с городом Вик, не говоря уж о том, что именно здесь он основал свою Конгрегацию в 1849 году.
Отец Кларет впервые прибыл в Вик 29 сентября 1829 года, войдя в город через готический мост Ремей и улицу Сант-Пере. Здесь он шесть лет обучался в семинарии и жил на квартире священника Фортии Бреса.
Кларет выбрал Вик своей резиденцией в январе 1841 года; именно отсюда он начал свою миссионерскую деятельность для народов Каталонии и Канарских островов. В Вике 16 июля 1849 года он основал главное дело своей жизни: Конгрегацию сыновей-миссионеров Непорочного Сердца Марии. В соборе Вика (Собор Святого Петра) он был посвящен в архиепископы Сантьяго-де-Куба - это случилось 6 октября 1850 года.
Так что, как видим, поводов для того, чтобы разместить мощи Святого именно в нашем Вике, было более чем достаточно.
Храм – Гробница Сятого-Антони Мª Кларет. Храм-усыпальница, спроектированный архитектором Рибасом, был завершен в 1970 году. Что до гробницы как таковой - автором ее выступил художник и скульптор Доминик Фита, вдохновлявшийся, по его словам, "критериями надлежащего величия и работами римского барокко".
Вот так выглядит расположенный, как и положено, в крипте гроб Святого Антони Кларета:
В День поминовения Святого и (иногда) по некоторым крупным религиозным праздникам гроб открывают, и тогда можно лицезреть такую (несколько более жуткую) картину:
Кстати, на одном из боковых фасадов знаменитого Храма Святого Семейства в Барселоне присутствует статуя Святого работы все того же Доминика Фита:
Что до храма-усыпальницы Антони Кларета - очень жаль, что доступ туда возможен лишь оказионально. Даже нам удавалось попасть туда (самостоятельно или с туристами) лишь считанное количество раз. Тем не менее, полюбоваться храмом снаружи можно в режиме 24/7, прибыв по адресу: Rambla de Sant Domènec, 5, 08500 Vic.
Впрочем, можно поприсутствовать в храме на мессе. Расписание: с понедельника по субботу: 20:00; по воскресеньям и праздникам: 11:00 и 12:15.
Вот так. А вы говорите: "Наполеон!"...
Write a comment