Храм Святого Сердца в Барселоне расположен на горе Тибидабо - высшей точке каталонской столицы, и потому не заметить его невозможно: в ясную погоду (а иной в Барселоне и не бывает) практически из любой точки города прекрасно просматривается его белокаменный силуэт.
Невзирая на явно готические очертания верхней части храма, он появился на карте города относительно недавно: строительство велось с 1902 по 1961 г., а архитектором выступил Энрик Саньер - один из коллег-современнников Антони Гауди, выстроивший в Барселоне, в отличие от своего знаменитого собрата, не десяток зданий, а около 300 - что делает его самым плодовитым архитектором за всю историю Барселоны.
Саньер был универсальным мастером, работавшим в самых разных стилях, что сказалось и на архитектуре Храма, в которой, при ближайшем рассмотрении, можно обнаружить элементы неовизантийские, неороманские, неоготические, а также пресловутый барселонский модерн - направление, сделавшее Барселону "модернистской" столицей мира.
Впрочем, строительство Храма Святого Сердца, ввиду его "растянутости" во времени, Энрик Саньер завершить так и не успел, и потому заканчивал работу его сын - Жозеп-Мария Сньер-и-Видаль.
История строительства Храма Святого Сердца
Идея строительства храма на вершине горы Тибидабо (516,2 м) возникла в конце 19 века из-за быстро разнесшихся по городу слухов о предполагаемом строительстве здесь же, на Тибидабо, протестантского храма и отеля-казино - то есть, самых настоящих "вертепов зла, безбожия и разврата" чего допустить ни в коем случае было нельзя.
В срочном порядке был создан «Совет католических рыцарей», куда вошли двенадцать состоятельных и набожных барселонских бизнесменов. "Совет" и приобрел в собственность 30 000 кв. м земли, которую в 1886-ом году передал итальянскому священнику Хуану Боско (канонизированному в 1934-ом году).
Историческая справка: Иоанн (Джованни) Боско, дон Боско, (итал. Giovanni Bosco), (16 августа 1815, Бекки, близ Турина, Пьемонт, Италия — 31 января 1888, Турин) — святой католической Церкви; причислен к лику блаженных 2 июня 1929; канонизирован 1 апреля 1934; основатель ордена салезианцев.
Считается покровителем подмастерьев, редакторов и книгопечатников, молодёжи. Не так давно, кстати, СМИ затеяли кампанию с целью объявить Боско покровителем фокусников - считается, что он частенько любил развлекать фокусами друзей и учеников. Родом из бедной крестьянской семьи, на втором году жизни потерял отца. В молодости Боско видел сон, после которого посвятил жизнь воспитанию брошенных подростков.
Для воплощения своих замыслов работы с юношеством Боско основал 26 января 1854 монашеское общество св. Франциска Сальского (ныне известное как Салезианцы Дона Боско). Устав ордена был окончательно утвержден блаженным Папой Пием IX 3 апреля 1874. К концу жизни Боско общество состояло из 773 членов, и было создано 64 салезианских объединения в шести странах мира — Италии, Франции (с 1877), Аргентине (с 1879), Испании (с 1881), Бразилии (с 1883) и Чили (с 1887)
Затем сам Боско посетил Барселону по приглашению Доротеи де Чопитеа - уроженки Чили, аристократи и ярой поборницы каталолицизма, осевшей в Барселоне и здесь продвигавшей инициативы Боско, перед которым она преклонялась.
Именно во время визита Боско в Барселону и возникла идея возвести на Тибидабо храм, посвященный Святейшему Сердцу Иисуса, - очень "модная" в то время инициатива благодаря призывам Папы Леона. XIII. Опять же, подобный храм был выстроен в Риме благодаря усилиям самим Боско (Sacro Cuore di Gesù).
Следует упомянуть также знаменитую церковь Сакре-Кер в Париже, а также одноименные церкви в Лионе и Марселе. Иными словами, весь мир был, что называется, "в тренде", повсюду возводились церкви во славу сердца Иисуса - и разве могла Барселона остаться в стороне?
В 1886-ом году на самой вершине абсолютно пустой и "лысой" в то время горы, была за 30 дней возведена небольшая неоготическая часовенка высотою в 7 м, инаугурация которой состоялась 3 июля 1886-го. Вот так часовенка выглядела в те времена:
Часовенка эта, кстати, сохранилась и по сей день, однако сделалась совершенно не заметной но фоне огромного, по сравнению с ней, Храма, занявшего всю верхнюю часть горы.
Два года спустя, по случаю визита королевы Марии Кристины, прибывшей в Барселону на Всемирную выставку, дорога Валлвидрера была урбанизирована, а рядом с часовней был выстроен павильон в модном тогда стиле мудехар, служивший смотровой площадкой, который позже был снесен.
Затем проект строительства храма Святого Сердца впал в "вялотекующую" стадию: и по причине отсутствия денег: проект задумывался как "искупительный" (то есть, возводимый исключительно на пожертвования людские во искупление грехов), что, собственно, отражено и в официальном названии Храма, которое звучит следующим образом: Temple Expiatori del Sagrat Cor de Jesús, что на каталанском как раз и означает: Искупительный Храм Святого Сердца.
Однако, с "искуплением" было туго. Во-первых, подавляющее число жителей пролетарской Барселоны не располагали лишними средствами, а во-вторых, в то время, как мы знаем, Антонио Гауди вопрлощал в жизнь еще один, куда более грандиозный "искупительный" проект - речь, конечно же, о Храме Святого Семейства - и денег сразу на два искупительных проекта у горожан явно недоставало.
Наконец, 28 декабря 1902 года был заложен первый камень под председательством епископа Барселоны Сальвадора Касаньяса-и-Пажеса, который в своей речи попросил милостыню для «нового Монмартра в Барселоне», ссылаясь на знаменитый парижский холм, на котором расположена церковь Sacré-Cœur в Париже. В общей сложности работы по возведению Храма продолжались до 196-го года и были завершены Жозепом-Марией Саньером, сыном Энрика Саньера.
На XXII Международном евхаристическом конгрессе, состоявшемся в Мадриде в 1911 году, Храм Святого Сердца на Тибидабо получил название "Национальный Искупительный Храм Испании" - опять же, явно в противовес Храму Святого Семейтва Гауди, который, как мы знаем, был ярым поборником каталонской идеологии.
29 октября 1961 года храм получил титул малой базилики, пожалованный Папой Иоанном XXIII.
Храм Святого Сердца - архитектура
Храмовый комплекс включает крипту, выполненную из песчаника, добытого в карьерах холма Монжуик (Барселона), в неовизантийском и неороманском стилях с использованием элементов фортификационных сооружений, что в совокупности как раз и порождает то самое ощущение "крепости Бога", свойственное старым романским храмам.
Верхняя церковь, напротив, выполнена из белого жиронского камня в стиле неоготики и вызывает ощущение легкости и устремленности ввысь. Неверху центральной башни-купола установлена бронзовая 8-метровая статуя Иисуса с распростертыми руками.
Оригинальная работа была выполнена Фредериком Маресом, в 1936-ом, как и следовало ожидать, уничтожена республиканцами и впоследствии, уже во время диктатуры Франко, воссоздана на основе оригинала скульптором Жозепом Миретом в 1950-ом году.
Крипта
Крипта Храма Святого Сердца была построена между 1903 и 1911 годами и открыта 18 июня 1911 года. Фасад представляет собой богато украшенный тимпан со скульптурами знаменитого скульптора-модерниста Эусеби Арнау, представляющими Деву Мерсе, Святого Георгия и Сантьяго (Святово Иакова) - покровителей Барселоны, Каталонии и Испании соответственно.
Тимпан образован тремя полукруглыми арками на колоннах, помещенными внутри основной арки, тоже полукруглой, которая первоначально была украшена изумительной по красоте мозаикой с изображением Святой Троицы (работа Даниэля Сулоаги) - и которая безвозвратно исчезла в ходе антирелигиозных актов вандализма в 1936-ом.
В 1955-ом году в мастерских "Брю" в Барселоне была изготовлена новая мозаика, изображающая святых покровителей Испании аллегорию преданности Испании Святому сердцу, представленному его святыми покровителями.
Внутренее пространство крипты состоит из пяти нефов, разделенных колоннами, центральный из которых является более широким, с соответствующими полукруглыми апсидами. Стены и своды покрыты барельефами из полихросмного алебастра, а также мозаичным орнаментом, красота которого поистине не поддается описанию - в Барселоне, как мы не раз уже говорили, всегда любили и умели работать с мозаикой, а во времена модерна это умение было возведено в ранг высокого искусства.
Пять Алтарей, расположенных в абсидах, посвящены алтари Дева Марии-помощнице христиан, Иисусу, Святому Антонию Падуанскому, Святому Иосиу и Деве Монтсеррат.
Отдельно следует упомянуть барельефы с изображением Крестного Пути Иисуса, выполненные Жозепом Миретом и Альфонсом Пересом Фабрегасом из полихромного алебастра, а также прекрасные витражи, самые крупные из которых изображают Девау Пилар, переход короля вестготского короля Рекареда в католицизм, Святого Фердинанда и Святого Эрменгильда, а витражи поменьше, над порталом, изображают Святого Хоакина, Святого Исидора, Святого Антония и Святую Елизавету Арагонскую, королеву Португалии.
Верхняя церковь
Верхний храм был построен между 1915 и 1951 годами и освящен епископом Грегорио Модрего на XXXV Международном евхаристическом конгрессе, состоявшемся в Барселоне в 1952 году. Позже были построены башни, и работы были официально завершены в 1961 году.
Здание построено из голубовато-серого известняка, добытого в карьерах под Жироной и имеет квардатную планировку с тремя абсидами, а также большую центральную башню, ведущую на смотровую площадку, расположенную прямо у подножия стати Ииссуса, и четыре башни пониже, устанловленных по четырем углам квадрата, который, как мы уже сказали, являет собой планировка верхней церкви.
По периметру квадрата установлены скульптуры Двенадцати Апостолов работы Жозепа Мирета. Главный фасад состоит из трех частей, центральная из которых самая широкая, с изображения Архангела Михаила в арке Портала. Над порталом слева установлена статуя Святой Терезы Авильской, а над порталом справа - Святой Маргариты Марии Алакоке.
Над розетоном снаружи на фасаде Храма установлена мраморная скульптура Хуана Боско - святого, с именем которого неразрывно связана история этой церкви.
Интерьер верхней церкви, выполненный в готическом стиле, разделен на три нефа с полукруглыми апсидами, с витражами и четырьмя окнами-розетками на фасадах. Над главным алтарем выделяется Большое распятие работы Жоана Пучдольерса. Витражи в пресвитерии посвящены Пию X, Иоанну Евангелисту, Святой Маргарите Марии Алакоке, Святому Павлу и Иоанну Боско.
Левый алтарь имеет пять витражей, посвященных различным воплощениям Девы Марии: Деве Антиполо (Филиппины), Деве Луханской (Аргентина), Успению Марии, Деве Гваделупской (Мексика) и Деве Каридад дель Кобре (Куба).
Правый алтарь возглавляет Воскресший Иисус (работа Жоана Пучдольерса, а его витражи посвящены испанским местам поклонения Богородице: Вирхен де ла Альмудена (Мадрид), Вирхен де Нурия (Каталония), Нуэстра Сеньора де ла Эсперанса Макарена (Севилья) , Богородица Десампарадос (Валенсия) и Богородица Бегонья (Страна Басков).
На витражах четырех башен изображено латинское словосочетание tibi dabo («Дам тебе») - цитата из Евангелия от Матфея, в честь которого гора Тибидабо и получила свое название.
На уровне хора изображены следующие святые: Сен-Марселлен де Шампанья, Святой Иоанн Креститель Сальский (по обе стороны пресвитерия), а также Святой Антонио Мария Кларет, Святой Жозеп де Каласанс, Святой Иоанн Боско и Святая Марии Маццарелло (рядом с главным фасадом).
Витражи на четырех фасадах посвящены Святому Франциску Сальскому, Пию XI, Святому Игнатию Лойоле, Святому Франциску Хавьеру, Пию IX, Святой Розе Лимской, Льву XIII и Пию XII. Восемь витражей в куполе изображают сцены из жизни Иисуса.
Скульптура Святого Сердца Иисуса
Оригинальная скульптура была выполнена Фредериком Маресом между 1934 и 1935 годами и установлена на террасе храма (на крыше Крипты) 3 февраля 1935 года. Ее высота составляла 8 метров, что на тот момент сделало ее самой большой скульптурой в Испании. Планировалось разместить скульптуру на главной башне верхней церкви, однако с началом гражданской войны 25 июля 1936 года статуя была отправлена республиканцами на переплавку для нужд военного производства.
Новая статуя, как мы уже сказали, была выполнена Жозепом Миретом в 1950-ом по поручению ордена салезианцев. Скульптура получилась чуть меньше оригинальной (7,5 м) и первоначально была размещена на крыше Крипты, а затем установлена там, где мы и наблюдаем ее сегодня - в навершии главной башни Храма.
Инаугурация скульптуры состоялась 10 октября 1961 года, в год празднования 75-летия визита Хуана Боско в Барселону и 50-летия с момента открытия Крипты.
Образ Иисуса следует сирийской иконографии, с бородой и волосами, разделенными посередине. Туника Христа расстегнута на груди, чтобы показать его сердце, воспламененное любовью, каким Иисус являлся в видениях святой Маргарите Марии де Алакоке. Христос протягивает руки к распростершейся у его ног Барселоне, оберегая и защищая её. Скульптура была отреставрирована в 2002 г. к столетию закладки первого камня храма, а после еще не раз подвергалась реставрации.
Храм Святого Сердца на Тибидабо - лифт
Одной из интереснейших особенностей церкви Святого Сердца на Тибидабо - помимо её эстетической и религиозной ценности - является возможность подняться на лифте на смотровую площадку, расположенную примерно на середине высоты верхней церкви.
А оттуда, используя такое традиционное средство передвижения, как ноги, можно взойти по винтовой лестнице внутри центральной башни на самый верх - смотровую площадку, расположенную прямо у подножия венчающей Храм статуи Иисуса.
Проделав это восхождение, вы будете вознаграждены захватывающими дух видами во все четыре стороны света - что не удивительно, учитывая, что площадка расположена на высоте 575 метров над уровнем моря.
Да и побродить по ступенькам-лесенкам верхних уровней - чистое удовольствие! Стоит подъем на лифте (2020) всего 4 евро - так что всячески рекомендуем!
Храм Святого Сердца в Барселоне - полезная информация
Адрес: Ctra. de Vallvidrera al Tibidabo, 111, 08035 Barcelona
Расписание: 09:00 - 13:00, 16:00 - 20:00, ежедневно
Сайт: https://tibidabo.salesianos.edu/
Вход в церковь бесплатный, стоимость подъема на лифте - 4 евро.
Статьи по теме:
Свяжитесь с нами:
zakharovsergei@mail.ru
Тел, WhatsApp, Viber, Telegram
Write a comment