Да, всем известно, что в Барселоне есть руины храма Августа, расположенные в Готическом квартале - но помимо руин, имеется в каталонской столице и еще один храм абсолютно "римского" вида, причем не где-нибудь, а в самом "модернистском" районе города - Эшампле, застроенном, как мы знаем, ближе к концу 19-го века. Но 19-ый век и "римский храм" слабо соотносятся между собой в плане хронологии, возразите вы - и будете совершенно правы. Но проследуйте по адресу ул. Байлен, 70, возражу в ответ я - и сами убедитесь, что римский храм там есть!
Конечно же, он не совсем "римский", если судить по отличной сохранности здания, и конечно же, появился он в то же время, что и все остальные здания в Эшампле - то есть, в 19-ом столетии. Вспомним, при каких обстоятельствах это случилось.
Здание было построено между 1882 и 1884 годами по проекту архитектора Жоpепа Виласека-и-Казановаса. Возможно, имя это покажется вам знакомым, и не случайно: этот мастеру принадлежат такие известные сооружения Барселоны, как Триумфальная Арка и Дом с зонтиками (Casa dels Paraigües - кат.).
Но почему римский храм? Кто заказчик этого здания? И что находится внутри? Чтобы ответить на эти вопросы, перенесемся в 1872 год, когда барселонский ювелир Жосеп Масриера-и-Видаль оставил свой бизнес в наследство трем своим сыновьям: Фредерику, Жосепу и Франсеску.
Благодаря трудолюбию и врожденной каталонской предприимчивости братьям удалось не только расширить бизнес отца, но и возвыситься в иерархии барселонского общества до той степени, которая именуется "сливками".
Деньги, что называется, не помещались в карман, и братья поняли, что настало самое время немного пожить для себя. Подспудно им всегда очень хотелось бросить это скучное, но прибыльное занятие - торговлю ювелирными изделиями, и заняться живописью, перед которой все трое благоговели - и вот наступил, наконец, момент осуществить заветную мечту.
Для живописи, понятное дело, требовалась мастерская. Братья, вдохновленный недавно обнаруженным римским храмом Августа на горе Мон-Табер в Готическом квартале, решили их мастерская будет выглядеть в точности, как выглядел когда-то храм Августа, и обратились с таким заказом к Жозепу Виласеке.
Тот, как истинный профессионал, справился с классическим проектом влегкую, том более, что гонорар ему выплатили вовремя и сполна.
Братья разделили здание на два этажа. Наверху они оборудовали собственно мастерскую, где дали волю своему бурному, хотя так и не достигшему подлинных высот творчеству, а цокольный этаж представлял собой нечто смешанное: склад, выставка собственных и чужих работ, место для дружеских посиделок с друзьями в компании милых и свободных дам... В общем, помещение, что называется, было многофункциональным. Братья зажили веселой, творческой и полнокровной жизнью, совсем не похожей на их прежние унылые будни.
Когда они, несколько утомившись от счастья, умерли, мастерскую унаследовал Луис Масриера и Розес, сын Жозепа. Будучи страстным поклонником театра, он перестроил весь первый этаж, превратив его в театр, где он планировал ставить свои собственные пьесы. В 1921 году Луис организовал собственную любительскую театральную труппу «Беллуге», которая постепенно набирала силу и завоевывала хорошую репутацию и лестные отзывы критиков.
В 1933 году "Мастерская Масриера", как называли здание в Барселоне, была уже широко известна как Studium Theater, на представлениях которого бывал даже сам Федерико Гарсиа Лорка - исключительно талантливый поэт и драматург, друг нашего Сальвадора Дали. Да, Лорка бывал там и весьма лестно отзывался о постановке. Луис был на седьмом небе от счастья, все происходящее казалось бесконечным счастливым сном, но...
Но, как мы же где-то и написали - "в уголке каждого счастья есть притаившаяся слеза, которая рано или поздно прольется". Для Луиса Масриеры и его театра "слеза пролилась" в 1936 году, когда началась Гражданская война в Испании.
Однажды в Мастерскую Масриеры явились суровые люди в кожанках, с маузерами и мандатами - красными, как вся кровь борцов за мировую революцию, пролитая со времен Спартака.
Республика показывала зубы. "Буржуям" и "проклятым капиталистам" очень доходчиво объясняли, что власть принадлежит народу, подкрепляя этот тезис пулей в затылок. Здание мигом было конфисковано и приспособлено под республиканские нужды.
После войны, сменив нескольких владельцев, Мастерская Масриеры перешла в руки конгрегации Священного Сердца Иисуса, которая в значительно степени испортила здания, добавив к его заднему фасаду уродливую пристройку.
В конце концов, святые люди покинули здание, уступив его фонду Pere Relats, который занимается уходом за престарелыми. Нынешнее назначение здания, являющегося копией римского храма Августа, туманно и неизвестно.
Статьи по теме:
Write a comment