Картина "Искушение святого Антония" написана Сальвадором Дали в 1946-ом и, наряду с характерными для Дали-сюрреалиста галлюцинаторными образами, несет в себе зерно будущего стиля художника, который станет определять всё его творчество пятидесятых: так называемого "ядерного мистицима".
"Искушение святого Антония" в этом смысле может считаться предтечей последующих "ядерно-мистических" шедевров, в которых Сальвадору Дали удивительным образом удавалось сочетать религиозный мистицизм, живописную классику и достижения науки 20-го столетия.
В настоящий момент картина "Искушение святого Антония" хранится в Брюсселе, в Королевском музее изящных искусств.
"Искушение святого Антония" - история создания картины
Картина "Искушение святого Антония" (холст, масло; 90 Х 119,5 см) появилась благодаря кинематографу, к которому Дали всегда испытывал определенное (и сильное) благоговение - и с которым неоднократно сотрудничал.
В 1946 кинорежиссер Альерт Левин, снимавший фильм по роману Ги Де Мопассана "Милый друг", для которого, собственно, и потребовался образ искушаемого демонами святого, объявил конкурс на создание картины для фильма.
Сальвадор Дали, никогда за всю свою карьеру ни в каких конкурсах участия не принимавший, на этот раз сделал исключение - и проиграл.
Жюри конкурса, в состав которого входили такие "неслучайные" в судьбе Дали люди, как Марсель Дюшан (основатель дадазима, из недр которого и вышел сюрреализм) или Альфред Барр (директор музея современного искусства в Нью-Йорке) признали лучшей работу художника Макса Эрнста. Эрнст, напомним - тоже "старый товарищ" Сальвадора Дали: и по кружку сюрреалистов, и по жене Сальвадора - Гале, любовником которой Макс Эрнст одно время являлся.
Да, Дали не выиграл конкурс - однако благодаря этому кинематографическому событию на свет появилась одна из самых известных работ каталонского художника: "Искушение Святого Антония", а мир получил возможность еще раз лицезреть образ, который обрел временем невероятную популярность: тех самых слонов на длиннейших, суставчатых паучьих ногах, которыми сегодня забиты все сувенирные лавки вокруг Театра-Музея Сальвадора Дали в Фигерасе.
Описание и анализ картины "Искушение Святого Антония".
Святой Антоний - отшельник и святой в сане преподобного, живший в 4-ом веке и считающийся отцом отшельнического (киновитского) монашества. Образ святого Антония всегда активно использовался в искусстве, а в 20-ом веке переживал очередную волну популярности. Художников, как водится, особенно интересовала тема внутренних мучений святого, который, удалившись в пустыню и оставаясь наедине с собой, был терзаем многочисленными искусами.
"Кто в пустыне, в своей келье предается тишине, тот неузявим для трех искушений: слуховых, речевых и зрительных; одна лишь борьба предстоит ему - борьба с чувственностью" - так звучат дошедшие до нас слова слова святого. Именно эти "чувственные" искушения и были взяты Сальвдором Дали за основу сюжета при написании картины.
Святой Антоний изображен в левом нижнем угулу полотна, нагим и припавшим на колено левой ноги. Нагота - символ слабости искушаемого бесами человеческого существа, а череп, расположенный у правой ноги святого, символизирует краткосрочность и тщету земного бытия.
Источник фото: Сайт Фонда Гала-Сальвадор Дали
Антоний, пытающийся защитить духовную чистоту одним из своих иконографических атрибутов и главным символом веры - крестом, выглядит бесконечно слабым и маленьким в сравнении с одолевающими его искушениями.
Искушения, или грехи, представлены, напротив, во всей своей мощи и красе. Впереди этой славной процессии изображен взбрыкивающий, поднявшийся на задние копыта белый конь - символ могущества, сладострастия и жизненной силы, а за ним выступают слоны на тонких, как паучьи лапки, ногах, каждый из которых несет на себе то или иное искушение, призванное сломить дух Антония.
Это и обнаженная женщина весьма соблазнительных форм, эротично приподнимающая руками упругую грудь - воплощение похоти; и обелиск: знак страшнейшего из соблазнов людских - власти; и здания в стиле венецианского Палладио, увенчанные фигурами, символизирующими жажду славы...
Слоны в картине "Искушение святого Антония" символизируют терзающие отшельника мысли о греховных наслаждениях
Искущения манящи, ярки, огромны, и, при всей своей нематериальности - ведь они порождены воображением находящегося в одинокой пустыне святого - доставляют Антонию самую настоящую муку.
Несоразмерно тонкие, длинные, готовые вот-вот подломиться ноги слонов красноречиво свидетельствуют: стоит Антонию хотя бы на миг расслабиться, поддаться собственной слабости даже в мыслях - и грехи-искушения тут же рухнут на него с заоблачной высоты и в мгновение раздавят насмерть своей огромной тяжестью. Говоря о смерти, мы, конечно же, имеем в виду смерть духовную - самую страшную из всех возможных.
Слоны на паучьих ногах появлялись в работах Далти неоднократно
С точки зрения образности и аллегоричности, слоны на паучьих ногах - прекрасная находка для этого сюжета. Хотя впервые, как мы знаем, они появились несколько ранее в другой знаменитой картине Дали: "Сон, вызванный полетом пчелы вокрг граната за секунду до пробуждения."
Заметим: и там, и здесь присутствуем слон с обелиском - дань знаменитой скульптуре Лоренцо Бернини, а также кумиру Дали - Зигмунду Фрейду, которому однажды приснилась эта скульптура, что впоследствии было описано психоаналитиком в своей книге "Толкование сновидений". Интересно, что слоны Дали в этих работах имеют различное значение, однако есть между ними и общий момент: и сон, и искушения - суть явления нематериального характера, связанные, прежде всего, со сферой духовно-ментальной.
"Слоны Сальвадора Дали" - один из самых популярных придуманных им образов
На заднем плане, в облаках, можно, кстати, разглядеть фрагмента Эскориала - королевского дворца под Мадридом, где похоронены почти все испанские короли.
Эскориал - символ испанской монархии, и появление его в картине явно указывает на то, что Дали из стана анархистов и стихийных бунтарей, готов перекочевать в более консерватиные круги. О том же свидетельствует и религиозная тема, которую Дали впервые за много лет разрабатывает без сарказма.
Пройдет менее трех лет и Дали, покинув США, ступит на испанскую землю именно в таком обличье - католика и монархиста.
Смотреть видео "Искушение Святого Антония" на нашем канале:
Статьи по теме:
Постоянство памяти - описание картины Сальвадора Дали
Сальвадор Дали - Ласточкин хвост и виолончель
Write a comment