Картина "Искушение святого Антония" относится к позднему периоду творчества уникального нидерландского художника Иеронима Босха и была написана предположительно в 1510–1515 гг. Изначально по указанию короля Испании эта картина находилась в королевском монастыре Эскориал в окрестностях Мадрида, а затем оказалась в музее Прадо, где собрана самая полная коллекция произведений художника.
Картина написана маслом на дубовой панели и имеет размер 73 x 52,5 см. Экспонируется она, наряду с другими произведениями Босха в зале 056A - уточнение это будет нелишним, учитывая размеры Прадо и возможность легко заблудиться в лестницах и этажах этого гигантского хранилища бесценных шедевров. Заплутать в Прадо, одним словом - парапустяков - а пропустить Босха, как все мы понимаем, ни в коем случае нельзя.
Известно, что картина «Искушение святого Антония» изначально имела полукруглую форму в верзней части - со временем утраченную. В неизвестное время работа получила серию повреждений, касающихся как фигуры самого святого, так и некоторых деталей пейзажа. В результате этого некоторые части оригинальной работы Босха были переписаны другим художником из Фландрии, имя которого остается неизвестным.
Недавние исследования, проведенные Техническим отделом музея Прадо, подтверждают, что вмешательство другого живовписца имело место - впрочем, с полным сохранением стиля Боско. Позже, уже в 19 веке, формат работы сделали прямоугольным, добавив по углам кусочки дуба. В настоящее время эти дополнения скрыты, и картине возвращен ее первоначальный полукруглый формат.
В отличие от большинства других посвященных святому работ, изобилующих сценами извращенного насилия и мерзких соблазнов (из-за чего, собственно, люди и испытывают повышенный интерес к работам Босха), обстановку в этой картине можно назвать почти идиллической.
Ровно с тем же успехом картину "Искушение святого Антония" можно было бы назвать "Выходной день в Аду". Демонов, населяющих пространство картины, критически мало, и назвать их действия агрессивно-угрожающими при всем желании нельзя. Скорее, они имеют задумчиво-расслабленный вид, без особой спешки занимаясь приготовлениями к суровым будням.
Точно такой же - задумчивой и спокойной - выглядит расположенная справа от Антония свинья с колокольчиком в ухе - неизменный иконографический атрибут святого. Но главной удачей картины является, безусловно, образ самого Антония. Святой изображен в состоянии полной отрешенности и концентрации.
Он настолько сосредоточен на собственных мыслях, что внешний мир полностью перестал для него существовать. Даже Священное Писание сделалось временно ненужным, и закрытая книга висит за спиной на поясе.
Святой, который кажется частью безмолвного искореженного дерева, пристально и с величайшей внимательностью вслушивается внутрь себя, пытаясь понять, насколько укрепился его дух, и сможет ли он противостоять новым соблазнам завтра - когда краткое перемирие с демонами минует.
Эта глубочайшая отрешенность святого - главная удача картины. Чтобы сосредоточить все внимание картины именно на образе святого Антония, Босх изобразил его, в отличие от многих других работ, всего один раз, сохраняя и усиливая тем самым единство пространства и времени картины.
Тем не менее, противостояние с демонами-искусителями неибежно - это всего лишь вопрос краткого времени. Ярчайшим свидетельством этого является начавшийся в часовне пожар, свечение которого едва видно через дверь и за зданием.
Также заслуживают внимания демоны, которые поливают водой огонь, занимающийся за деревом, укрывающим святого Антония - о нем свидетельствую искры и дым. Этой деталью, без сомнения, Босх намекает на заболевание, в Средневековье известное как "Антонов огонь".
«Антонов огонь» — гангрена, вызванная отравлением спорыньей (грибами, споры которых паразитируют в зерне). Из-за спорыньи во Франции в XI веке погибло около 50 тысяч человек.
Болезнь получила название «Антонов огонь» или «святой огонь» в честь святого Антония. В 1070 годах было создано учреждение для лечения страдающих от отравления спорыньей. В стены больницы некие монахи принесли мощи святого Антония из Константинополя, считалось, что лишь он способен помочь избавиться от болезни.
На деле больных просто сажали на диету, они больше не употребляли зараженный хлеб и постепенно вылечивались, не понимая, что все дело в зараженной пшенице.
Музей Прадо. Быть в Мадриде и не посетить музей Прадо - всё равно что приехать в Барселону и не увидеть Саграда Фамилия. Национальный музей Прадо - один из крупнейших музеев европейского искусства в мире, а заодно и один из самых посещаемых! По статистике 2019 года, посетителями Прадо стали свыше 3,5 млн человек! Причина такой популярности? Конечно же, бесценные коллекции музея.
Самое полное в мире собрание работ Веласкеса, Эль Греко, Гойи, Босха, Сурбарана, Мурильо; шедевры Рафаэля, Ботичелли, Тициана, Караваджо, Веронезе, Брейгеля, Ван Дейка - и список этот можно продолжать бесконечно.
Что ни имя - то титан, что ни картина - то шедевр! В этих драгоценных россыпях легко потеряться - вот почему мы рекомендуем воспользоваться услугами грамотных профессиональных гидов и заказать экскурсию по музею, в ходе которой Прадо раскроется перед вами во всей своей чарующей полноте:
Write a comment