"Медуза" (1597) - Караваджо. Микеланджело Меризи да Караваджо написал две версии "Медузы" - одна, несколько более скромная по размерам, была создана в 1596 году, а другая, более крупная и известная, находящаяся ныне в Уффици - годом позже.
Вторая версия "Медузы", как это часто бывало с работами Караваджо, получилась гораздо удачней. Караваджо запечатлел момент сразу после того, как Персей отсек Медузе Горгоне голову: лицо ее искажено ужасом, страхом и болью, а из обрубка шеи хлещет мощными потоками кровь. Картина выполнена с максимальным и откровенно пугающим реализмом, который усугубляется еще и тем, что в качестве "модели" Караваджо использовал свое собственное лицо.
Заказ на "Медузу" Караваджо получил от итальянского дипломата и кардинала Франческо Марии дель Монте, который поднес картину в дар великому герцогу Тосканскому Фердинанду I. Именно эта версия впоследствии получила всемирную известность и сейчас находится в галерее Уффици во Флоренции.
Характерная форма тондо в данном случае продиктована практическими соображениями - "Медуза" предназначалась для украшения памятного щита - а этот элемент доспеха, как известно, имеет не плоскую, а выпуклую форму, так что Караваджо в процессе работы над картиной пришлось изрядно попотеть, проявив недюжинную изобретательность и незаурядное мастерство.
В качестве основы Караваджо использовал круглый выпуклый щит из тополя. Щит был покрыт льняной тканью, на которую были нанесены четыре различных слоя краски, известные как подготовительные слои, необходимые для создания основы. Далее поверх подготовительных был нанесен дополнительный слой, чтобы сделать фон более отражающим.
Поверх этого отражающего слоя был нанесен еще один слой (зеленый фон, который, мы, собственно, и наблюдаем) - состав для него был получен в результате смешения зеленой и желтой оловянно-свинцовой краски.
Однако это еще не конец! Поверх этого фонового слоя были нанесены еще три слоя, состоящие из смесей сиккативных масел, скипидара и мастики с элементами пчелиного воска - из которых было сформировано изображение.
Наконец, было добавлено еще несколько слоев, чтобы сохранить картину. Теперь мы точно понимаем, что живопись - это совсем не двухмерный вид искусства - в особенности, когда речь идет о картинах Караваджо, и тем более, когда картины создаются на выпуклой поверхности.
Гениальна сама идея Караваджо использовать выпуклый щит в качестве холста: художник изобразил Медузу с точки зрения Персея - ведь по легенде смотреть в глаза Медузе Горгоне категорически воспрещалось - иначе смотрящий мигом обратился бы в камент - и Персей смог убить ее сразу после того, как увидел ее отображение в медном щите, подаренном ему Афиной.
Вообще, обезглавливание неоднократно привлекало внимание Караваджо - вспомним в качестве примера такие его работы, как «Юдифь, обезглавливающая Олоферна», «Давид с головой Голиафа» и «Усекновение главы Иоанна Крестителя».
Известно: чтобы ни изображал художник (писатель, скульптор, музыкант), он в любом случае изображает себя - таким образом, приверженность Караваджо к изображению сцен жестокости и насилия являлась прямым следствием "темных сторон" крайне противоречивой личности художника.
Вполне разумно предположить и другое: если бы не спасительный эффект сублимации, которым, к счстью, обладает творческая деятельность, Караваджо убил бы не одного человека, как было в действительности, а целых пять-шесть и превратился бы, таким образом, в первого серийного убийцу всех времен.
Однако история не признает сослагательных наклонений. Жизнь одного из величайших художников мира - Микеланджело Меризи да Караваджо, завершилась в далеком 1610 году, и мы знаем, что последние годы находившегося в изгнании художника были исполнены страданий и отчаяния.
Примечательно, что в изгнании Караваджо всегда возил с собой картину "Давид с головой Голиафа", на которой в образе Голиафа (а точнее, его отрубленной головы) снова изобразил себя. Караваджо умер 18 июля, а долгожданный приказ о его помиловании был подписан двумя неделями позже. Жестокая насмешка судьбы! Невольно вспомнаются последние слова Ван Гога, произнесенные им перед смертью: "Печаль будет длиться вечно.."
Write a comment