Битва при Ангиари - утраченная фреска Леонардо да Винчи, надо которой художник работал в 1503 - 1506 г.г. "Битва при Ангиари" известна также под названием «Утерянный Леонардо», и, по мнению некоторых специалистов, все-таки в значительной степени сохранилась до сих пор под более поздними фресками в Салоне пятисот (Salone dei Cinquecento) в Палаццо Веккьо (Дворце Синьории) во Флоренции. Центральная сцена фрески изображала трех мужчин на разъяренных боевых конях, сражающихся за знамя.
В наши дни эта работа Леонардо известна по копиям с картона для фрески, самая выдающаяся из которых была сделана Питером Паулем Рубенсом и хранится в Лувре.
Фреска была заказана Леонардо да Винчи гонфанольером Содерини в честь восстановления Флорентийской республики после изгнания Пьеро Медичи и предназначалась для украшения одной из стен зала Большого совета. Интересно, что роспись противоположной стены была поручена Микеланджело, который выполнил для фрески картон, однако до самой фрески так и не добрался.
Эта работа должна была стать самой масштабной в карьере Леонардо - 6,6 Х 17,4 м - то есть, в три раза больше "Тайной вечери"! Известно, что для работы над картоном Леонардо сконструировал особые леса, которые складывались и раскладывались, позволяя художнику перемещаться на требуемую высоту.
Основой, избранной Леонардо для батальной сцены, стала битва при Ангиари (Ангьяри) 29 июня 1440 года между флорентийцами и миланцами. В ходе сражения миланские войска под командованием кондотьера Никколо Пиччинино были в пух и прах разгромлены значительно меньшим отрядом Итальянской лиги, во главе которой стояла Флорентийская республика.
Когда Леонардо и Микеланджело выполнили картоны для своих фресок, на несколько месяцев они были выставлены на обозрение публики, вызвав бездну похвал и восторгов как со стороны обывателей, так и со стороны собратьев по искусству. В частности Бенвенуто Челлини, видевший оба картона, когда они были еще целы, назвал их "школой для всего света".
Искусствоведы, невзирая на то, что обе фрески так, в конце концов, и не были выполнены, убеждены, что Леонардо и Микеланджело, единственный раз работавшие так близко друг от друга, совершили настоящий переворот в западноевропейской живописи, который привел к развитию двух новых стиле - классицизма и барокко.
Эта грандизоная работа, так и не была завершена. Возникли технические сложности (фреска начала разрушаться уже в процессе работы, как ни пытался Леонардо исправить ситуацию, экспериментируя с красками и грунтом; после возникли проблемы материального характера: заказчики требовали либо предоставить готовую работу, либо вернуть деньги...
В конце концов Винчи, получив в 1506-ом приглашение в Милан от французского наместника Шарля д'Амубаза, бросил работу и сопряженные с ней проблемы и отправился к новому меценату.
В 1555 - 1572 г.г. семья Медичи решила повести реконструкцию Салона Пятисот, поручив работы Вазари и его помощникам. В результате на месте находившейся в весьма плачевном состоянии неоконченной фрески Леонардо появилась работа Вазари "Битва при Марчиано".
Тем не менее, в 1975 году искусствовед и исследователь творяества Леонардо да Винчи Маурицио Сераччини предположил, что, во-первых, фреска вовсе не так сильно пострадала в результате неудачных экспериментов Леонардо с красками и покрытием, как считалось ранее.
Более того, Сераччини предположил, что Вазари, наохдившийся под сильнейшим впечатлением от "Битвы при Ангиари", не стал уничтожать фреску своего кумира, а построил перед ней новую стену, на которой и написал свою фреску, сохранив в то же время работу Леонардо.
С большим скрипом лишь в 2007 году Сераччини удалось получить разрешения на кое-какие исследования в Салоне Пятисот, однако в весьма ограниченном диапазоне - власти Флоренции не без оснований опасаются, что если дать Сераччини полную волю, он фрески Вазари не останется и следа.
В 2011 Сераччини заявил, что исследования подтверждают наличие полости за фреской Вазари - однако до сих пор окончательных результатов исследования нет.
Было написано очень много копий битвы при Ангиари. Все они разные, ни одна из них не отражает в полной мере силу оригинальных работ Леонардо. Безусловно, лучшая из них - копия выполненная Питером Паулем Рубенсом в 1603 году - рисунок под названием "Битва за знамя", хранящийся в Лувре.
Статьи по теме:
Write a comment