Картина Поля Гогена "День Божества" (1894) навеяна исследованиями художника в области полинезийской мифологии, которые в дальнейшем получили творческую интерпретацию в многочисленных полотнах художника. Главная персонаж картины - Тангароа, центральная фигура пантеона маори, творец мира, о котором художник пишет в своей книге Ancien Culte Mahorie.
В мифах маори Тангароа — один из сыновей Ранги (отец-небо) и Папа (мать-земля). Согласно многим мифам, от соития Тангароа с Папа рождаются первые острова в океанах. По другим версиям, Тангароа создаёт сушу, скинув с неба в океан камни и глину, или творит земли из собственного тела; затем сбрасывает (или отправляет с порождённой им птицей) на них первые растения.
Из остатков скопившихся на земле и сгнивших растений Тангароа делает первых людей (или лепит их из глины и земли). Согласно ряду мифов, первые люди появляются от союза Тангароа с Папа; в мифах маори Тангароа и Вакеа оспаривают отцовство по отношению к сыну Папа; Папа разрешает спор, разрубив ребёнка пополам: из полученной половины Тангароа создаёт луну, а его соперник — солнце. Тангароа обучает первых людей ремёслам, даёт им орудия труда (отсюда распространяются представления о Тангароа как покровителе рыболовства, плотничества, плетения).
В честь Тангароа подарки две девушки слева подносят подарки, а еще две экзотических красотки справа исполняют ритуальный танец.
Источники Гогена и его изобретательность очевидны. Повторяющиеся профили одетых в белое девушек вдохновлены искусством древнего Египта; танцующие девушки - прямое следствие жизни на Таити, в самой гуще событий, где Гоген наблюдал проявления местной народной культуры (в том числе, и танцы) регулярно.
Три обнаженные фигуры на переднем плане, похоже, подразумевают момент творения - их расслабленные или опустошенные позы (в особенности, поза эмбриона фигуры справа) очевидно связаны с всеобъемлющей и властной энергией божества позади них.
Изгибы их фигур и головного убора божества из перьев отражены на переднем плане. Вода наполнена любопытными формами, похожими на амебы, которые, являются, возможно, камнями, а возможно, тенями, хотя источник теней неизвестен. Впрочем, формы эти носят в первую очередь декоративный характер и призваны придать композиции нужное настроение и ритм.
В картине "День Божества" легко опознаются синтетические упрощения картин Гогена, написанных в 1888-89 г.г. в Бретани. Однако теперь стилизация Гогена достигает уровня почти полной абстракции, исторический расцвет которой случится позже - и, как видим, не без участия Поля Гогена.
Статьи по теме:
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём? - Гоген
Write a comment