В 1603–1604 годах Караваджо, так уж получилось, создал одну из своих самых восхитительных алтарных работ - "Положение во гроб", также известную под названием "Погребение Христа". Картина (300 х 203 см) была написана для второй часовни справа в Санта-Мария-ин-Валличелла (Chiesa Nuova) - церкви, построенной дв качестве молельни святого Филиппа Нери. В наши дни в часовне находится копия, а оригинал хранится в пинакотеке Ватикана.
Картина, вызвавшая почти единодушное одобрение критиков, была впоследствии мноество раз скопирована такими разными художниками, как Рубенс, Фрагонар, Жерико, Сезанн - известно 44 копии оригинального полотна Караваджо.
Эта контрреформационная картина - с диагональным, нисходящим справа налево расположением скорбящих и несущих тело. Нижней точкой диагонали является обезжизненная фигура Иисуса и голый серый камень, что определяет намерения художника максимимально четко: Караваджо изображает не момент преображения, но минуту траура.
По мере того, как взгляд зрителя перемещается по лицам персонажей справка налево и сверху вниз, падает и градус эмоционального накала, вложенного художником в персонажей: от максимальной экспрессии Марии Клеоповой до полной неподвижности Христа, фигура которого воплощает смерть - что подчеркивается пальцами, грубо входящими в рану Иисуса: мертвые неспособны чувствовать боль.
Тело Христа несут двое мужчин. Иоанн Богослов, узнаваемый только по молодости и красному плащу, поддерживает мертвого Христа на правом колене и правой рукой, нечаянно задевая пальцами рану. Никодим (с лицом Микеланджело) обхватывает колени руками, упираясь ступнями в край плиты.
В то время как лица персонажей имеют в живописи первостепенное значение, в работах Караваджо важно всегда отмечать, куда указывают руки. Здесь упавшая рука мертвого бога и девственно белый саван касаются камня; скорбящая Мария Клеопова в жесте отчаяния воздела руки к небу. В некотором смысле это отображает смысл сошествия Христа на грешную землю: Бог внял просьбам своих детей, и человечество примирилось с небесами.
В центре - Мария Магдалина, вытирающая слезы белым платком, лицо её затемнено. Согласно традиции, Дева Мария изображается вечно молодой, однако здесь Караваджо, отступив от канона изобразил Богородицу в виде пожилой женщины, какой она, собственно, и была на момент смерти сына.
Фигура Девы Марии частично скрыта за спиной Иоанна; мы видим ее в одеянии монахини, и ее руки вытянуты по бокам, повторяя горизонтальное расположение камня, на котором изображена вся группа. Ее правая рука парит над его головой, как будто она пытается дотронуться до него. Вместе три женщины представляют собой разные взаимодополняющие выражения страдания.
Здесь, как и во многих других работах мастера, нельзя не отметить, потрясающую "кинематографичность" работ Караваджо. Художник выстраивает композицию так, как это сделали бы гениальный режиссер вкупе с таким же оператором.
Схватить мгновение наивысшего эмоционального напряжения, остановить его и передать на холсте так, чтобы зритель не только уверовал в подлинность созданной Караваджо вселенной, но и "вовлекся в нее", ощутив свою прямую сопричастность происходящему - именно за это умение Караваджо справедливо считается одним из гениальнейших художников всех времен.
Write a comment