Чтобы создать «Шляпа делает человека», Макс Эрнст вырезал, вставил и скомпоновал изображения мужских шляп, вырезанные из каталога продаж.
Наводящие на размышления фаллические башни и ироничное название на работе «C'est le chapeau qui fait l'homme» («Шляпа делает человека, 1920»), вероятно, были вдохновлены книгой "Шутка и ее связь с Бессознательным" Зигмунда Фрейда, в котором знаменитый психоаналитик идентифицировал шляпу – необходимый аксессуар буржуазного мужчины – как символ подавленного желания.
Визуальный каламбур придает клише новый непристойный оттенок.
В этой и многих других работах Эрнст вырезал иллюстрации из рекламных объявлений или статей, частично случайно располагал их, а затем рисовал или раскрашивал свои абсурдные конфигурации.
«Эти изменения», вспоминал Эрнст, «были воспроизведением того, что было внутри меня, зафиксировали точный и фиксированный образ моей галлюцинации. Они превратили банальные страницы рекламы в драмы, раскрывающие мои самые сокровенные желания».
Write a comment