Источник фото: Музей Дали во Флориде
"Истерическая арка" (L'arc hystérique) созданная Сальвадором Дали в 1937-ом, изображает женскую фигуру в сильно искаженной позе с выпяченным намеренно животом (скорее, "животиком", ибо девица не отличается излишками жира), опирающуюся только на руки и ноги, образуя, таким образом, арку. Иными словами, стройная девица с длинными распушенными волосами, стелящимися по земле, делает "мостик".
Тело далианской "девицы" покрыто чем-то вроде простыни или савана, который черзвычайно плотно обвивается вокруг ее тела. Багет ненадежно балансирует на ее животе (животике), а справа от него, в ее туловище, находится открытый ящик, из которого высыпаются бобы, образуя небольшую горку в пространстве под аркой.
Что до представителей семейства бобовых - они однозначно напоминают фасоль (по-каталонски "mongetes") - один из ключевых продуктов национальной каталонской кухни. Другие виды бобовых, а также кости усеивают пространство рисунка на переднем плане справа и слева.
На заднем плане присутствует образование, которое выглядит как пара гигантских переплетенных между собою бобов - однако всякий, кто знаком с замечательной картиной Дали "Инь и Янь Ампурдана" (1934), сходу и безошибочно опознает этот образ, равно как и его значение.
На заднем плане в проеме женщины-арки изображена мужская фигура с копьем, которую Дали позаимстсвовал со своей же картины "Рыцарь у башни" (1932) а еще дальше, рядом с переплетенными бобами, изображена пара фигур "отец-сын" - образ, о котором мы неодкнократно писали, и который является едва ли не абсолютной константой в работах Дали 30-хх.
Рука женщины - пожалуй, самая яркая деталь этой причудливой композиции из-за ее гротескного искажения, благодаря которому пальцы персонажа смешиваются в разновидностями бобовых в одно целое.
Истерическая арка - тщательно проработанный рисунок, богатый деталями. Он имеет качество скорее презентационного рисунка, а не рабочего наброска, и, скорее всего, был выполнен именно с целью его последующей демонстрации. Это подтверждается отсутствием картины маслом, аналогичной этому рисунку, а также замысловатой и тщательно выполненной подписью, формирующей заголовок, и наличием автографа Дали и даты завершения рисунка сразу под заголовком.
Следует отметить, что стилистически и тематически "Истерическая арка" очень близка к некоторым картинам Дали этого периода - достаточно вспомнить "Предчувствие гражданской войны" или "Осенний каннибализм".
Что до причудливой, полной изгибов формы основного персонажа (женщины арки) - она, безусловно, навеяна извилистыми очертаниями Портала Миральес - одной из малоизвестных работ Антонио Гауди в Барселоне.
Ворота Миральес в Барселоне - источник вдохновения Дали
"Малоизвестных" - но только не для Сальвадора Дали, который, как известно, являлся преданным поклонником творчества своего гениального земляка-зодчего и все работы Гауди знал, что называется, назубок.
Write a comment