Картина «Красные виноградники в Арле» (нидерл. De rode wijngaard) была написана Винсентом Ван Гогом в 1888 году и по праву считается одной из самых известных работ так называемого "арльского периода".
Долгое время также принято было считать, что "Красные виноградники в Арле" - единственная картина, проданная при жизни художника - однако это утверждение не соответствует действительности.
В октябре 1888 года к Ван Гогу в Арль приехал Поль Гоген. Винсент был вне себя от воления: кажется, начинали сбываться его мечты если не о колонии художников, то хотя бы об общей студии, где можно будет творить сообща, делясь ценными находками в творческом плане.
К приезду Гогена Ван Гог готовился тщательно и всесторонне: не только снял подходящее помещение в "Желтом доме", но и обставил его мебелью, а для спальни Гогена написал несколько картин.
Ван Гог познакомился с Гогеном двумя годами ранее и трепетал перед художником, который был немногим старше его, однако имел непомерно раздутое самомнение - как будто предчувствовал, что картины его в 21 веке будут пользоваться большой популярностью у миллиардеров и бить все аукционные рекорды. Впрочем, донадываться об этом в далеком 1888-ом Гоген, пожалуй, все-таки не мог.
Так или иначе, совместная жизнь и творчество Ван Гога и Гогена продлились совсем недолго и закончились, как мы знаем, катастрофой: Ван Гог по причине "творческих и личных разногласий" угрожал Гогену бритвой, которой впоследствии отрезал себе мочку уха.
Тем не менее, хотя бы несколько недель два художника смогли прожиить вместе, работая над схожими проектами - и влияние авторитарного Гогена отчетливо ощущается в картинах Ван Гога той поры - в том числе, и в "Красных винограниках в Арле".
Ван Гог был особенно восхищен местным виноградником, цвета которого, по мере того, как осень набирала силу, приобретали удивительно красивые и яркие оттенки красного и желтого.
2 октября 1888 года Винсент Ван Гог отправляет письмо Юджину Бошу, в котором упоминает и о своих планах написать картину «Красные виноградники», и, в частности, пишет:«Ну что ж, мне нужно поработать на пленэре на винограднике, недалеко от Мон-Мажура. Сделать что-то багряно-желто-зеленое под голубым небом - сочетание цветов представляется мне необычайно красивым».
В ноябре 1888 года, в письме брату Тео он касается той же темы: «Ах, почему тебя не было с нами в воскресенье! Мы видели совершенно красный виноградник — красный, как красное вино. Издали он казался жёлтым, над ним — зеленое небо, вокруг — фиолетовая после дождя земля, кое-где на ней — жёлтые отблески заката».
Видно, как напряженно занят Винсент поисками нужной палитры. Тогда же, в нобяре, и были написаны «Красные виноградники в Арле», изображающие сбор винограда в окрестностях аббатства Мон-мажур.
У Ван Гога этот обычный, на первый взгляд, пейзаж приобретает характер универсальной притчи. Люди, собирающие урожай, становятся символом правденой жизни, какой она представлялась художнику, получившему богословское образование.
Тяжелый ежедневный труд, которым человек добывает хлеб свой - в известном смысле, при всех оговорках, такой же была жизнь и самого Ван Гога, которого нельзя упрекнуть в отсутствии трудолюбия.
Интересно, что в то же время Гоген написал картину «Виноградник в Арле с бретонскими женщинами», одев женщин в традиционные бретонские костюмы своей родины.
Показательно, что картина "Красные виноградники в Арле" была написана Ван Гогом не с натуры, но по памяти. Художнику написал всю картину целиком в своей студии в "Желтом доме" за один день, сразу после визита на виноградники.
В дальнейшем картина "Красные виноградники в Арле" была выставлена на восьмой выставке «Группы двадцати» в Брюсселе и куплена за четыреста франков бельгийской художницей Анной Бош.
Затем, вместе со знаменитым «Ночным кафе» картину приобрел русский коллекционер Иван Морозов. После национализации его собрания "Красные виноградники" экспонировались в Музее нового западного искусства, ныне в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина - где картина и находится по сей день.
Write a comment