При виде "Могилы борцов" Рене Магритта (1960) сложно поверить, что на написание этой вещи никак не повлияла великолепная "Медитативная роза" Сальвадора Дали, написанная двумя годами ранее.
Возможно, и скорее всего, Магритт видел работу Дали и, очень может быть, взял её на заметку - однако источники вдохновения в том и другом случае были совершенно разные.
Если "Медитативная роза" Дали появилась как дань католической вере, ярым приверженцем которой называл себя в то время Дали (роза - цветок-символ Девы Марии) - то роза Магритта призвана украшать могилу героев, яростно католицизму противостоявших, а именно революционеров-коммунистов, вознамерившихся в свое время "на горе всем буржуям раздуть мировой пожар", как метко заметил поэт Александр Блок.
Как только мы это осознаем, нам сразу станет понятно, о каких "борцах" идет речь: поскольку затея с мировой революцией давно провалилась, современный зритель прежде всего начнет представлять себе спортсменов, недоумевая, при чем тут роза - а здесь речь идет о борцах совсем другого уровня идейности.
Роза в контексте картины призвана сиволизировать совокупную кровь, пролитую всеми борцами за светлое будущее человечества, и алый цвет её как нельзя более уместен - хотя, если совсем уж придерживаться революционной классики, Магритту следовало бы изобразить гвоздику. Но не станем покушаться на священное право художника самому решать, что ему изображать, а что нет. Магритту больше нравилась роза - и это, в конце концов, его выбор.
Вдохновением для создания «Могилы борцов» послужил разговор Магритта с Гарри Торчинером, нью-йоркским юристом и поэтом, состоявшийся в 1960 году. В ходе беседы обсуждалось творчество советских художников-ташистов. Ташизм (живопись пятнами) - направление абстрактной живописи, зародившееся в недрах сюрреализма и в чем-то близкое астрактному экспрессионизму.
Магритту ташизм не нравился - как всякий порядочный художник, начинавший свою карьеру в жестком мире рекламы, он справедливо считал, что ташизму несколько недостает конкретики. Так Магритт и сказал Торчинеру: «Они рисуют белым по белому и считают, что это достижение».
В ответ на критику Магритта Торчинер предложил ему нарисовать «белую розу в белой комнате с окном, выходящим на покрытый снегом пейзаж». Работа, которую вы видите перед собой, - это то, что создал Магритт в ответ на этот вызов, сведя заявленное количество белого к максимально возможному минимуму.
Так почему же Магритт решил изменить задачу? То, что он нарисовал розу в «революционный» красном цвете вместо белого, было его реакцией на поездку Торчинера в Советский Союз - которую, напротив, он глубоко одобрял. В целом, "Могилу борцов" можно рассматривать как однозначный дифирамб всему Красному Октябрю, в результате которого образовалось первое социалистическое государство в мире.
Идея, кстати, была и остается чудесной - однако её воплощение на практике (как показывает практика), увы, совершенно невозможно, ввиду врожденной, глубокой и неисправимой порочности человечечкой расы.
Таким образом, эта работа представляет собой довольно красноречивый портрет политических настроений Магритта в то время. Художник, как мы знаем, был членом Коммунистической партии Бельгии, которую покидал дважды из-за политических разногласий с товарищами по оружию, но вступал в нее все-таки трижды - так что коммунистом, пусть и мелкобуржуазным, Магритт оставался до конца своих дней.
«Когда имеется роза, и кто-то способен почувствовать, насколько она восхитительна, он обязательно сделает её такой же большой, как и я - такой, чтобы казалось, что роза заполняет всю комнату», - объясняет Магритт.
Название картины, которое Магритт взял из романа французского писателя-символиста Леона-Алиниена Кладеля «Ompdrailles, le tombeau des luteurs», выглядит вполне подходящим: подобно огромной розе, борца за торжество революции, осиянные великой идеей представляют собой нечто «грандиозное», неимоверно более крупное, значительное и важное, чем их маленькие мертвые тела.
Статьи по теме:
Write a comment