«Мадонна в скалах» (La Vergine delle rocce - итал.) - название двух картин Леонардо да Винчи на один и тот же сюжет и практически не различающихся по композиции (за исключением двух внешне незначимых, но существенных деталей).
Одна из версий картины "Мадонна в скалах" находится в Лувре (Париж), другая - в Национальной галерее в Лондоне.
На обеих картинах изображены Мадонна и Младенец Христос с младенцем Иоанном Крестителем и ангелом в окружении скалистого пейзажа, что и обусловило название картин.
Существенные композиционные различия заключаются в изображении взгляда и правой руки ангела.
Также между двумя версиями существует много незначительных, включая цвет, нюансы освещения, изображенную растительность и способ использования "сфумато" - техники, которую подарил миру да Винчи. Считается, что версия "Мадонны в скалах", хранящаяся в Лувре, была написана между 1483 и 1486 годами, а вторая (в Лондоне, создана позже. но до 1508 года).
Тем не менее, эти данные нельзя считать окончательными, и до сих пор специлисты выдвигают разные предположения относьтельно даты написания каждой их картин и того, какая из них была написана первой.
Желание проникнуть в самое сердце природы и разгадать все ее секреты, возможно, было главным стимулом Леонардо да Винчи во всем, что он делал.
Вероятно, главный интерес в написании "Мадонны в скалах" состоял в том, чтобы, объединив все свои знание о ней, создать произведение сверхъестественное, способной, в определенном смысле, поспорить с самой природой.
Отметим, точно такой же позиции в творчестве впоследствии придерживался великий каталонский архитектор Антони Гауди, считавший себя "прилежным учеником природы", но вовсе не собиравшийся слепо копировать созданное ею.
«Мадонна в скалах» - картина, в которой Природа играет едва ли не доминирующую роль - и в то же время в роли окончательного творца здесь выступает именно Леонардо. В картине "Мадонна в скалах" художник, среди прочего, бросает вызов всем сложившимся в живописи канонам изображения природы.
Если другие художники укладывали природные объекты в "прокрустово ложе" своих художественных задач, распределяя их согласно заранее определенной ими схеме, Леонардо позволяет природе раскрыться во всей своей органической красе, изображая кадое растение, скалу или цветок с величайшей и скрупулезной точностью.
Эта "природная доминанта" картины "Мадонна в скалах" создает интересный эффект: изображенные в окружении буйства природы люди странным образом срастаются с ней в одно целое, утрачивая часть "человеческого", но полностью сохраняя "божественное".
В этом заключалась причина геиальности Леонардо: его мозг вовсе не предрасположен был следовать устоявшемуся и общепризнанному канону, но настойчиво стремился за грань уже познанного, что неизбежно приводило к новым и новым открытиям.
Кажется, что изображенный на картине грот никогда не был посещаем людьми - и в то же время персонажи картины выглядят в природносм окружении более, чем естественно и являются его неотъемлемой частью.
"Мадонна в скалах", которая находится в Лувре, считается большинством искусствоведов более ранней версией и датируется примерно 1483–1486 гг. Большинство авторитетов согласны с тем, что работа полностью принадлежит Леонардо. Эта версия примерно на 8 см выше лондонской версии.
Первое достоверное упоминание об этой картине относится к 1625 году, когда она находилась во французской королевской коллекции. Принято считать, что эта картина была написана по заказу 1483 года в Милане. Предполагается, что эта картина была продана Леонардо в частном порядке и что лондонская версия была написана позже, чтобы не сорвать выполнение заказа, за который уже было заплачено.
Существует ряд и других теорий, объясняющих существование двух картин. Так или иначе, "луврская" версия картины "Мадонна в скалах" считается прекрасным примером разработанной Леонардо техники «сфумато», знакомой каждому жителю планеты Земля по небезызвестной "Джоконде".
Очень похожая картина в Национальной галерее в Лондоне также приписывается Леонардо да Винчи и датируется до 1508 года. Первоначально предполагалось, что она была частично написана помощниками Леонардо, однако изучение картины во время недавней реставрации позволило эккспертам придти к однозначному убеждению, что бОльшая часть работы принадлежит Леонардо.
Эта версия "Мадонны в скалах" была написана для часовни Братства Непорочного зачатия в церкви Сан-Франческо Маджоре в Милане. Затем церковь продала ее, скорее всего, в 1781 году, а еще четыре года спустя, в 1785 году, "Мадонну в скалах" приобрел Гэвин Гамильтон, который привез картину в Англию.
Пройдя через различные собрания, в 1880 году она была куплена Национальная галерей, в коллекции которой находится по сей день.
Интересно, что "Мадонна в скалах" из Лувра упоминается в книге Дэна Брауна «Код да Винчи», где автор утверждает, что на картине, не младенец Иисус благословляет Иоанна Крестителя, а наоборот — ангел поддерживает Иоанна, а Мария обнимает Иисуса, поклоняющегося Иоанну Крестителю.
Представители Лувра назвали эту версию «натянутой», а эффект, вызванный книгой «Код да Винчи», — жалкими потугами придать книге вид исскуствоведческого исследования. В защиту Брауна скажем: он вовсе не претендовал на то, чтобы совершить революционное открытие в области исскуствоведения или теологии.
Воспользовавшись давно известными конспирологическими сведениями (на этот счет уже было опубликовано немало книг) Браун "упаковал" эти теории в обертку легкого увлекательного чтива, надеясь "хайпануть" и заработать на этом деньги - что ему, безусловно, удалось. Учитывая популярность книги и снятого по ней фильма "Код да Винчи" с Томом Хенксом, не следует сбраывать со счетов и популяризаторские заслуги книги и ее автора.
Статьи по теме:
Свяжитесь с нами:
zakharovsergei@mail.ru
Тел, WhatsApp, Viber, Telegram
Write a comment