Рене Магритт - один из самых известных, влиятельных и талантливых художников-сюрреалистов "первой" (и, по сути, единственной) волны. Его великолепные работы оказали сильное влияние на таких художников, как Марсель Бродтэрс, Роберт Гобер и Аллан МакКоллум, а также на многих художникови графиках, подвизающихся в области рекламы - сферы, в которой в своё время был занят и сам Магритт.
На картине "Песнь любви", известной также под названием "Чудеса природы" (1953) он изобразил двух влюбленных с рыбьими головами, объединившихся в песне. Картина демонстрирует сходство с работами коллеги-сюрреалиста Сальвадора Дали, однако образный ряд, техника исполнения, тонкий юмор - именно "магриттовские", в отличие от куда более причудивых и сексуавльно провокационных творений каталонского усатого мастера.
Как и в более ранней работе "Коллективное изобретение" (1934) Магритт берет традиционный образ русалки (существа, которое само по себе является в некотором роде фантстическим) и переворачивает его с ног на голову, делая и вовсе нереальным.
Несмотря на явную "окаменелость" персонажей, что роднит их с каменным валуном, на котором они музицируют, они кажутся на редкость "живыми и человечными", а искренность связывающего их чувства не подлежит ни малейшему сомнению.
Картина также и другие визуальные элементы, которые можно встретить в более ранних картинах - например, корабль-призрак, сливающийся в одно целое с волнами на горизонте, который впервые появился в картине The Seducer (1950).
Магритт, как и многие сюрреалисты, был хорошо знаком с прозаической поэмой «Песни Мальдорорапения» французского поэта XIX века Исидора Дюкасса, работавшего под псевдонимом Граф де Лотреамон.
Среди иллюстраций, которые Магритт создал для издания труда Лотреамона 1948 года, присутствовало изображение рыбы с человеческими ногами, сидящей на скале у моря, и маленького корабля, плывущего по волнам вдали. Это сюжетно-образное сходство может объяснить путаницу в названии картины, которую когда-то обозначили «Влюбленные» на выставке 1964 года в Литл-Роке, штат Арканзас, а после долгое время называли «Песней любви».
Магритт сам проинформировал Джозефа и Джори Шапиро, первоначальных владельцев произведения, что название картины - Le Chant d'amour (Песнь любви). Тем не менее, когда его друг Гарри Торезайнер спросил его во время ретроспективы работ Магритта в Музее современного искусства в 1965 году, художник сказал, что не может вспомнить название.
Исследование недавнего каталога работ Магритта выявило фактическое название картины и дату создания, доказав, что эта вещь участвовала в тематической выставке с русалками и на персональной выставке в Ла Сирене в Брюсселе в 1953 году. Таким образом, выясниось, что истинное название этой вещи - "Чудеса природы" (Merveilles de la nature).
Статьи по теме:
Шестнадцатое сентября - картина Магритта
Урожайный месяц - Рене Магритт
Write a comment