В картине "Три возраста" (Старость, зрелость, детство), написанной в 1940-ом, Сальвадор Дали продолжает радовать нас "двойными-образами", или "образами-перевертышами", которые сделались одним из основных приемов его "параноидально-критического метода".
И если само наличие вышеназванного "метода" для меня лично (да и не только меня) до сих пор остается под вопросом - тем более, что Дали так никогда и не смог внятно и до конца объяснить, в чем же конкретно заключается его пресловутый "метод" - несомненно, во всяком случае, одно: картины Дали, написанные, как он утверждал, по всем канонам параноидального критицизма - прекрасны.
Картина "Три возраста" ("Старость, зрелость, детство") - яркое тому подвтерждание. Растет изобразительное мастерство Дали, и точно так же изобретательность художника в придумывании "двойных образов".
Сам Дали утверждал, что умеет вводить себя в особое галлюцинаторное состояние, и, пребывая в пограничной зоне между сном и явью, получает видения и образы, что называется, "готовенькими" - однако позволю себе усомниться, что всегда было именно так.
Любое творчество - акт во многом необъяснимый и бессознательный, однако без мучительного труда с привлечением всех сил таланта и разума вряд ли получится шедевр.
Мало уловить смутную мгновенную ассоциацию - ее нужно еще "сфотографировать" мысленным взором, додумать детали, объединить в сюжет и перенести, не упуская ни единой мелочи (это крайне важно, утверждал Дали) на холст - и на это Сальвадор Дали был величайший мастер. Итак, "Три возраста" Дали.
Центральная часть аллегорического образа Старости, расположенного слева, образована фигурой молящейся женщины с картина Жана-Франсуа Милле "Анжелюс", о которой мы неоднократно упоминали в описаниях к таким картинам, как "Археологический отголосок Анжелюса Милле" или "Атавизм сумерек".
Контур головы очерчен проломом в кирпичной стене, сквозь который виден обрывистый берег с крепко вцепившимися в камень корнями деревьев. Кстати, справа от "Старости" можно разглядеть фигуру человека, подперевшего голову рукой в тяжелом раздумье.
Образ этот не случаен: на склоне лет у всякого человека неизбежна наступает пора "подведения итогов", и с ужасом он осознает, что бОльшая часть врвемени жизни была потрачена им впустую... Увы, это так. Как мудро заметил Джон Леннон: "Жизнь - это то, что проихсдоит с нами, пока мы увлеченно строим планы на будущее."
Зрелость расположилась в центре картины "Три возраста", и этот образ - безусловно, самый удачный из всех, именно поэтому Дали использовал его в своих картинах не однажды. Свет, льющийся через арку, образующую лицо Зрелости, куда ярче, чем у Старости, что им понятно: когда мы в расцвете сил, солнце ярче, трава зеленее, а женщины - красивее.
Нижняя часть лица образована также часто повторющимся в картинах Дали сочетанием женской фигуры, сижящей к нам спиной, и мальчугана в матросском костюмчике - это сам Дали в детстве и его нянька. Видные в проем горы с обратной стороны бухты, с домишками на берегу и линией кипарисов рядом с ними образуют глазные впадины и глаза Зрелости.
Самый светлый их трех образов-аллегорий - Детство, расположившееся справа - и снова мы понимаем, почему - потому что каждый из нас был ребенком и помнит все преимущества, даруемые незамутненным детским сознанием. Ни проблем, ни забот, ни терзаний, ни тяжкого, мрачного груза грехов... Ребенок - чистый, белый. лист бумаги, который жизнь еще не успела испортить своими каракулями.
Образ Детства, самый иллюзорный и самый неопределенный из всех (впереди целая жизнь, и никто не знает, какой она будет), образован фигурами рыбацких жен, чинящих сеть на берегу.
Согласитесь, в постепенной "разгадке" картин Дали уже заключается большое удовольствие - это замечательная тренировка восприятия, ума и воображения. Но Дали не стремился только развлекать - и в работах яго яркая внешняя сторона всегда сопряжена в большим внутренним смыслом, что и делает его работы настоящим искусством.
Статьи по теме:
Гала и Дали - встреча длиною в жизнь
Write a comment