Три грации Кановы - работа, выполненная Сальвадором Дали в довольно редком для него формате (маслом по меди), которая так и не была закончена художником: не исключено, по той причине, что год, несмотря на проблемы со здоровьем, выдался очень загруженным.
В первую очередь нужно принять во внимание, что на декабрь 1979-го была запланирована грандиозная ретроспективная выставка Дали в центре Жоржа Помпиду в Париже (прошедшая, кстати, с огромным успехом), организация которой отнимала у Дали много сил и времен; следует помнить о тех хворях, которыке всё чаще терзали то самого художника, то его жену - и на фоне этих обстоятельств станет понятно понятно, что быстро стареющий Дали просто физически не успевал тот грандиозный объем работы, который легко давался ему в более "нежном возрасте".
Основой для далианских "Граций" послужила неоклассическая скульптура Антонио Кановы "Три грации" (1814 - 1817), одна из версий которой находится в Эрмитаже. Сальвадор Дали обращался к классике мирового искусства на протяжении всей мсвоей творческой карьеры, однако в 1979-ом имел более всего оснований делать это: именно в этом году художник стал действительным членом Французской академии изящных искусств, то есть, был причислен к лику "бессмертных", или вечно живых классиков.
Работа, пусть и незавершенная, тем не менее наглядно демонстрирует, что Дали ещё "мог" - хотя отпущенное ему время творчества пугающе быстро истекало. Та незримая прочнейшая нить, которая существовала между ним и его женой, известной нам, как Гала, истончалась всё более: Гала вступила в преклонный возраст, и проблемы со здоровьем давали знать о себе все чаще и все тревожнее.
Это самым прямым образом прослеживается в работах Дали. По моему мнению, 1979-ый - последний год, когда Дали еще мог создавать шедевры. Дальше, увы, творческие усилия его будут делаться всё бесплоднее, а после того, как летом 1982-го Гала в возрасте 88 лет испустит дух, Дали впадёт в полубезумное состояние, в котором просуществует семь мучительных лет - вплоть до своей собственной смерти.
В 1983-ем он напишет всего несколько вещей, который ни при каких обстоятельствах нельзя назвать удачными - а после перестанет писать вообще.
Статьи по теме:
Фигура и драпировка на фоне пейзажа
В поисках четвертого измерения
Write a comment