Картина «Три музыканта» (фр. Les trois musiciens) была написана Пабло Пикассо в 1921-ом году в Фонтенбло. Всего Пикассо написал две версии картины, одна их которых находится в Художественном музее Филадельфии, а другая (о которой мы говорим в этой статье) с 1949-го украшает постоянную экспозицию Музея совеременного искусства в Нью-Йорке.
"Три музыканта" - крупномасштабное полотно (200 х 223 см; холст, масло) написанное в стиле синтетического кубизма.
Эта намеренно "плоская" вещь (как свойственно большинству работ синтетического кубизма) в полной мере отражает глубокую и плодотворную связь Пикассо с балетом Дягилева, одна из танцовщиц которого, Ольга Хохлова, стала женой испанского художника. Создание костюмов и декораций для балетных постановок, безусловно, обогатило и разнообразило творческую палитру Пикассо, наложив на нее весьма заметный отпечаток.
На картине изображены персонажи комедии дель арте, и, хотя работы в стиле кубизма не могут похвастать чрезмерной реалистичностью, каждый из них имеет реального прототипа.
Центральный персонаж в костюме Арлекина - это, безусловно, сам Пикассо - вспомним, еще со времен "голубого" и "розового" периодов он взял привычку изображать себя именно в виде Арлекина. Расположенный слева Пьеро в маске, играющий на кларнете - Гийом Аполлинер, умерший за три года до написания картины от зловещей "испанки".
Аполлинер, как известно, практически не расставался с трубкой, сделавшейся неотъемлемой частью его образа, и кларнет в руках Пьеро - дань излюбленной привычке умершего товарища.
Что касается монаха в капюшоне, который держит ноты - это Макс Жакоб, всегда испывавший потребность в аскетизме и незадолго до написания картины уединившийся в одном из монастырей.
Пикассо впоследствии вспоминал, что Гертруда Стайн, мучительно долго изучавшая картину, в конце концов, "радостно объявила ... что она, наконец, поняла, чем должна была стать эта картина - натюрмортом!»
Многие искусствоведы рассматривают картину «Три музыканта», как запоздалый ответ Пикассо на «Урок игры на фортепиано», огромное полотно на музыкальную тему, которое Анри Матисс написал летом 1916 года. Желание Пикассо вернуть инициативу Матисса в использовании декоративного потенциала синтетического кубизма проявляется в этой картине самым отчетливым образом.
«Три музыканта» - прекрасный образец синтетического кубизма Пикассо. Нелишним будет напомнить, что, несмотря на внешнюю примитивность, а порой и убогость, кубизм принято считать прежде всего интеллектуальным стилем.
В этом направлении живописи трехмерный объект трансформируется художником в последовательность плоскостей, линий и дуг (что требует напряженной аналитической работы художник), а затем, уже в двухмерном варианте, собирается на холсте.
Зрителю, в свою очередь, предстоит проделать обратный процесс: он должен реконструировать предмет и пространство произведения, сравнивая и сопоставляя различные формы, объединяя их вместе и, таким образом, проводя "дешифрацию" закодированного художником трехмерного изображения. Тоже, надо сказать, задачка, требующая крупных интеллектуальных усилий. А вы говорите "профанация" и "примитив"!
Статьи по теме:
Свяжитесь с нами:
zakharovsergei@mail.ru
Тел, WhatsApp, Viber, Telegram
Write a comment