"Пронзенное время" (1938) - картина Рене Магритта, написанная для английского коллекционера и мецената Эдварда Джеймса. В 1970-ом Джеймс, которому в срочном порядке понадобились средства на строительство своей знаменитой сюрреалистической садово-парковой зоны "Лас Позас" в Мексике, продал картину Интституту искусств Чикаго, в коллекции которого "Пронзенное время" находится и по сей день.
Сам Магритт рассказывал о создании этой работы на редкость скучным и бесцветным образом:
"Решил нарисовать паровоз... Чтобы сделать изображение более таинственным, объединил его с еще одним обычным образом без загадки - камином в столовой..."
Воистину, художникам иногда лучше молчать, чем говорить - иногда их попытки объяснить содержание картины напрочь убивают ощущение загадки, которые мы так любим в картинах сюрреалистов. К счастью, сама картина от этого нисколько не сделалась хуже! Картина пронзенное время в чем-то очень близка знаменитому "Постоянству памяти" Дали - в обеих работах художники пытаются размышлять о природе времени.
Время - абстрактная категория - предметно визуализирована Магриттом дважды: в самом устойчивом и "повседневном" восприятии - в образе ничем не примечательных часов на каминной полке, нейтральный облик которых полностью соответствует общей спокойно-сдержанной атмосфере интерьера, и второй раз - в облике мчащего на всех парах локомотива.
Этот локомотив, известный как "Черная Пятерка" - единственный чуждый всей обманчиво-спокойной атмосфере картины объект - и как раз в нем сокрыт истинный смысл картины. Магритт, которому на момент написания картины было 40, испытывал в то время вполне нормальный кризис среднего возраста, который неизменно случается с каждым, и одним из побочных эффенктов которого является осознание того, что время жизни теперь бежит значительно быстрее, и остается его не так уж много.
Да, "земную жизнь пройдя до половины", такое открытие делает каждый из живущих. В дальнейшем это чувство, возникающее в виде резких, неприятно-пугающих приступов, только усиливается. Чем ближе делается финальная черта, тем быстрее мчит время, не случайно уподобленное Магриттом разогнавшемуся локомотиву.
К счастью, защитные механизмы нашей психики заставляют нас забывать об этом неприятном факте, и время, как правило, интересует нас лишь с точки зрения стрелок, ползущих по циферблату и напоминающих нам о том, куда мы не должны опоздать сегодня, затра или в четверг после обеда.
Однако иногда все-таки случаются острые, подобные удару кинжалом, прозрения, и ты понимаешь: черт побери, оно бежит еще быстрее! Часы, дни, недели, месяцы и годы моей жизни сгорают в его топке мгновенно - не хуже, чем в топке "Черной Пятерки"! При таком ускорении не успеешь и оглянуться, как прибудешь в финальный пункт назначения и упрешься в смерть!
В этой связи, место, избранное Магриттом для паровоза - топка камина - выглядит в высшей степени символично, усиливая смысл картины. Этой же цели служит и незаметный на первый взгляд трюк Магритта с зеркалом на каминной полке, в котором отражается один подсвечник - но нет отражения другого. Это еще один знак печально-деструктивных размышлений о том, что однажды мы полностью исчезнем и обратимся в ничто, а время - внешне бесстрастное, но всегда несущее в себе нашу гибель - будет существовать вечно, ибо оно и есть вечность.
Примечательно, что Магритт выражал надежду, что Джеймс (заказчик) повесит картину у самого входа в бальный зал, чтобы поезд-время хотя бы на секунду заставлял гостей оторваться от рутинных удовольствий и задуматься о более важных вещах - однако Джеймс в итоге повесил "Пронзенное время" в своем кабинете над камином.
Write a comment