Topos V - это кусок монолитного железа в виде двугранного угла на основании, весом в 7 тонн, установленный на главном месте средневековой Барселоны - на площади Короля.
Работа скульптора Эдуардо Чиллида, традиционно вызывающая недоумение, а то и насмешки многочисленных визитеров, посещающих этот мрачноватый и в то же время бесконечно живописный уголок барселонского Готического квартала.
Как же, как же - едко говорят мои же туристы, скептически обозревая эту массивную и грубую, успевшую покрыться кое-где налетом ржавчины, железяку - современное искусство! Особого смысла в этой работе никто не ищет, да и не хочет искать - да, кажется, его не может там быть по определению! И все-таки он есть, этот смысл - и сейчас я вкратце попытаюсь рассказать вам, в чем он заключается.
В 1986 г. в здании Фонда Хуана Миро в Барселоне проходила ретроспективная выставка, посвященная работом известного испанского скульптора и художника, уроженца города Сан-Себастьян, Эдуардо Чиллида.
Тогда же Мэрия Барселоны и приобрела этот семитонный шедевр, который в присутствии и по указаниям самого скульптора был установлен в самом сердце средневековой Барселоны - на площади Короля.
Насчет "сердца" - вовсе не преувеличение, да и название площади красноречиво намекает на значимость места: это небольшое, стиснутое каменными стенами пространство окружено со всех сторон зданиями, в комплексе являющими собой Большой Королевский дворец - резиденцию арагонских, а впоследствии и испанских королей.
"Топос" по-гречески означает "место" - и, повторимся, более важного места в средневековвой Барселоне было не найти. Официальные церемонии, пешие состязания рыцарей, божьи суды, ордалии относительно женщин, обвиняемых в ведовстве, сожжение еретиков, публичные казни и рынок в свободное от вышеперечисленных мероприятий время - все это площадь Короля. Так что место Эдуардо Чиллида, надо отдать ему должное, выбрал совершенно правильно.
А теперь обратим внимание на две разноразмерный полуциркульных арки, в совокупности образующие заваленную набок букву "В". Мы ведь не думаем, что это случайно? Конечно же, нет - ведь именно с этой буквы начинается название каталонской столицы!
Кроме того, на площади несложно заметить самое высокое сооружение: смотровую башню короля Мартина, которая расположена прямо напротив скульптуры и содержит целых тридцать пять таких же полукруглых арок - правда, не железных, а каменных. Эти арки с той и с другой стороны очень неплохо гармонируют между собой, особенно, при подсветке, в чем легко убедиться с помощью фото.
А вот железо и камень - строительные материалы разных эпох, и такого рода противопоставление со стороны автора тоже представляется не случайным. Мрачный, почерневший от времени, вездесущий и давящий отовсюду камень олицетворяет далекое прошлое, а вот металл, получивший широкое распространение в строительстве относительно недавно - настоящее.
Не скажу, честно говоря, что работа Эдуардо Чиллида смотрится мегасовременно и вселяет особый оптимизм - но именно такова была задумка автора.
И, самое главное, скульптура образует четвертый, недостающий ныне угол площади Короля - это следствие бомбардировок, которым Барселона подвергалась в годы Гражданской войны. Если забраться внутрь железной конструкции, в самый что ни на есть уголок, и усадить свою пятую точку на расположенный там куб - площадь предстанет перед нашим взором протсранством, закрытым со всех четырех сторон - как и должно быть, и как, собственно, тоже было задумано автором.
Таким образом, если не эстетическая ценность, то смысл в работе Эдуардо Чиллида есть - и нам он теперь известен!