Часовая Башня (Torre del Rellotge), расположенная Старом Порту Барселоны (Port Vell), спрятанная в его скромном уголке под названием Moll de Pescadors, остается абсолютно за пределами внимания многочисленных туристов, посещающих каталонскую столицу.
Это и понятно - в Барселоне слишком много всемирно известных достопримечательностей, с которыми туристам нужно "разобраться" в первую очередь. Однако неверно было бы думать, что Часовая Башня - объект, начисто лишенный какого-либо интереса. Есть и у неё кое-какие забавные секреты, о которых мы и поговорим.
Часовая Башня была построена два с половиной века назад, в 1772 году, и первоначальной задачей этого сооружения было служить первым маяком в порту. Ни о каких часах первоначально речи не шло. Лишь 100 лет назад, в 1904 году, после того, как был сооружен гораздо более мощный и высоко расположенный маяк на холме Монжуик, Часовая Башня обрела свой нынешний статус и предназначение - показывать время.
Кстати, цифра 7 на циферблате часов служит не только для обозначения соответствующего времени, но и является окном, которое можно открыть изнутри, чтобы полюбоваться портом. Это один из многих маленьких секретов, которые хранит это символическое здание, без которого сегодня трудно представить себе Стараый Порт.
Но, пожалуй, самым интересным и значимым в истории Часовой Башни является её использование при введении общепринятой сегодня метрической системы. Напомним, как было дело. В 1791 году Парижская академия наук решила ввести новую единую систему измерений.
Постановили, что новая единица измерения - метр - должна быть равна одной десятимиллионной расстояния от Северного полюса до экватора (четверть земной окружности), измеренного вдоль меридиана, проходящего через Париж.
Помимо той выгоды, что это решение давало лёгкий доступ для французских геодезистов, существовало такое важное достоинство, что часть расстояния от Дюнкерка до Барселоны (около 1000 км, то есть одна десятая от общего расстояния) могла быть проложена от начальных и конечных точек, расположенных на уровне моря, а как раз эта часть находилась в середине четверти окружности, где влияние формы Земли, которая не является правильным шаром, а сплюснута, было бы наибольшим.
30 марта 1791 предложение определить метр через длину меридиана было принято следующим: одна сорокамиллионная часть Парижского меридиана (то есть одна десятимиллионная часть расстояния от северного полюса до экватора по поверхности земного эллипсоида на долготе Парижа).
7 апреля 1795 года Национальный Конвент принял закон о введении метрической системы во Франции и поручил комиссарам, в число которых входили Ш. О. Кулон, Ж. Л. Лагранж, П.-С. Лаплас и другие учёные, выполнить работы по экспериментальному определению единиц длины и массы.
В 1792—1797 годах по решению революционного Конвента французские учёные Деламбр (1749—1822) и Мешен (1744—1804) за 6 лет измерили дугу парижского меридиана длиной в 9°40' от Дюнкерка до Барселоны, проложив цепь из 115 треугольников через всю Францию и часть Испании.
Андре Мешен отвечал за проведение измерений в Барселоне, и Часовая Башня в Старом Порту стала одним из ориентиров, которые он использовал, наряду с крепостью Монжуик и парком Цитадель.
Любопытно, что Часовая Башня находилась (и находится) в наилучшей стратегической точке, так как ее расположение совпадало с пересечением земной параллели и Парижского меридиана Парижа.
Фактически, спустя годы Ильдефонс Серда воспользовался этим условием для оформления проспектов Параллель и Меридиана в своём знаменитом проекте Эшампле, которые точно совпадают с воображаемыми линиями, давшими название проспектам.
Write a comment