Три грации (1503 - 1505) - это картина, а точнее, практически миниатюра (17,1 х 17,1 см) маслом итальянского художника Рафаэля, написанная на доске и находящаяся ныне в Музее Конде в Шантийи, Франция.
Точная дата написания этой вещи Рафаэлем до сих пор не установлена, хотя, вероятнее всего, что она была вскоре начала обучения у Пьетро Перуджино - отсюда общепринятая датировка.
Джеймс Патрик в своей книге «Возрождение и реформация» (2007) указывает, что "Три грации" - первая работа Рафаэля, в которой обнаженная женская фигура представлена как спереди, так и сзади.
Изображение изображает три грации классической мифологии. Часто утверждают, что на создание своей картины Рафаэля вдохновила разрушенная римская мраморная статуя, выставленная в библиотеке Пикколомини Сиенского собора - но возможны и другие источники вдохновение, так как во времена Рафаэля этот сюжет пользовался в Италии исключительной популярностью. Джулия Картрайт в «Ранних работах Рафаэля» (2006) заявляет, что картина отражает гораздо большее влияние школы Феррары, чем классической скульптуры.
Напомним: согласно Гесиоду и Ономакриту — грации (в древнегреческой мифологии - хариты) - три богини веселья и радости жизни, олицетворяющие изящество, привлекательность и плодородие, и являющиеся дочерями Зевса и Евриномы. Упоминаются Пиндаром:
Агла́я (греч. Ἀγλαϊα, «ликование», либо «красота», «блеск»). Жена Гефеста. Вестница Афродиты[9].
Евфроси́на (греч. Εὐφροσύνη, «радость», либо «благомыслящая»).
Та́лия (греч. Θαλία, «изобилие».
Интересно, что сегодня "отголосок" мифа присутствует есть как в итальянском, так и в испанском языках, где слова grazie и gracias означают «спасибо» - они используются, чтобы выразить благодарность за что-то преподнесенное в дар по доброй воле другим представителем рода человеческого.
Существует также версия, что три миловидных дамы в неглиже, изображенные на картине, могут представлять разные стадии развития женщины, при этом миниально задрапированная фигура слева представляет невинную юность (Chastitas) а женщина справа - зрелость (Voluptas), хотя в этом случае непонятно, за какой возраст отвечает дама посередине, наблюдаемая зрителем с симпатичного тыла.
В 1930 году профессор Эрвин Панофски предположил, что эта картина являлась частью диптиха вместе с «Видением рыцаря» и представляла собой видение Гесперид с золотыми яблоками, которые должен был похитить Геракл - однако и у этой версии есть немало противников.
Впрочем, для обычного ценителя искусства все эти вопросы вряд ли представляют первостепенный интерес. Важно, что это работа Рафаэля - пусть и молодого, пусть и не набравшего ту блестящую форму, которой он достиг впоследствии - но Рафаэля, который, вне всяких сомнений, был и остается одним из величайших живописцев всех времен.
Статьи по теме:
Архангел Михаил, побеждающий Дьявола - Рафаэль Санти
Write a comment