Картина нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего "Триумф Смерти" (1561 - 1563) - один из тех шедевров обширнейшей коллекции музея Прадо, который обязательно нужно увидеть - как бы ни были вы переполнены впечатлениями от уже увиденных сокровищ.
"Трумф смерти" - работа с абсолютно "босховским" настроением и колоритом. Такая мысль при виде работы Брейгеля посещает тебя мгновенно, что не случайно: именно в Прадо находится, среди прочего, самое полное собрание работ Иеронима Босха, так что есть возможность сравнить, что называется, "не отходя от кассы".
"Триумф смерти" (117 х 162 см) как и творения Босха поражает прежде всего обилием тщательно выписанных деталей, множеством изображенных персонажей и, разумеется, мрачной атмосферой хаоса, ужаса и грядущего вот-вот глобального Ада (апокалипсиса) - что, опять же, весьма традиционно для работ Босха.
Выженная земля, которой давно не касался плуг крестьянина; небо, затянутое черным дымом и подсвеченное багровыми всполохами пожаров - и безжалостная армия скелетов, многократно воплощающих смерть и сеющих смерть же вокруг себя. Жители реагируют на происходящее по-разному - кто-то пытается (безуспешно) противостоять воинству смерти, а кто-то играет на музыкальном инструменте - закрыв глаза и уши и отказываясь воспринимать происходящее как объективную реальность.
Всадник-Смерть в центре картины - на тощем одре, с огромной косой - особенно лютует, создавая вокруг себе наивысшую панику и заставляя тех, кто еще не погиб, устремляться в убежище, которое на деле являет собой не что иное, как ловушку в форме гроба.
Особенно поражает та скрупулезная тщательность, с которой Брейгель Старший, подобно увлеченному коллекционеру, вписывал в пространство картины огромное количество очень точных деталей - от особенностей одежды, характерной для разных слоев общества, до музыкальных инструментов и игральных принадлежностей (карты и нарды).
Кроме того, Брейгель умудрился поместить в сюжет картины похоронный обряд и даже сцену охоты. Однако всё это меркнет в сравнении с тщальным и любовным изображением различных способов казни, которым художник уделил особенное внимание.
Обезглавливание, повешение, утопление, колесование - все эти способы лишения человека жизни вносят существенный вклад в общее ощущение ужаса, которое явно стремился вызвать в зрителе художник - и которое, по мнению искусствоведов, отражает настроения неопределенности, тревоги и предчувствия кровавых событий, которые буквально носились в воздухе Испанских Нидерландов накануне Ниерландской революции.
Так и хочется привести цитату: "...Перегнут палку, передавят сверх меры, изо рта выдерут черствый последний кус - и будет великое возмущение. Будут серпы и косы, как во время войны Жнецов, будут расстрелянные во рвах, распятые заживо на заборах и повешенные прилюдно на фонарях, как в Гражданскую, будут гнев и ярость, ужас и смерть, и кровь, кровь, кровь, и студень вражьего мозга в кровавых прожилках, еще не застывший в расколотом только что, как кокос, черепе; и младенцев их будут убивать в колыбелях, а женщин их, даже беременных - насиловать и тут же душить, чтобы пресечь в веках ядовитое семя - а потом наступит то, страшнее и приятнее чего нет: красное спокойствие..." ("Красное спокойствие")
В 1614 "Триумф смерти" упоминается в описи имущество некоего Филипса ван Валкениссе из Антверпена. К 1745 году картина попала в собственность Изабеллы Фарнезе - королевы Испании, супруга короля Филиппа V Испанского - и до 1827 года находилась во дворце Ла Гранха, после чего была передана в Прадо.
В драгоценных россыпях коллекции Прадо легко потеряться - вот почему мы рекомендуем воспользоваться услугами грамотных профессиональных гидов и заказать экскурсию по музею, в ходе которой Прадо раскроется перед вами во всей своей чарующей полноте:
Статьи по теме:
Самые известные картины Энди Уорхола
Самые известные работы Леонардо да Винчи
Write a comment