"Безумный Тристан" - этюд для одного из задников к одноименному балету по сценарию и в оформлении Сальвадора Дали, премьера которого состоялась 15 декабря 1944-го г. в Нью-Йорке.
Сейчас, пожалуй, не все помнят, но Леонид Мясин для труппы Русского балета Монте-Карло поставил целых три балета, сценарии которых, а также сценическое оформление и костюмы были выполнены Сальвадором Дали, в 40-ые годы проживавшим в США и получившим, наконец, возможность удовлетворить свою всегдашнюю страсть к сценическим действам.
"Безумный Тристан" был поставлен на музыку Р. Вагнера из оперы "Тристан и Изольда" в аранжировке И. Г. Бутникова. Сам Сальвадор Дали называл балет "Безумный Тристан" первым параноическим балетом на тему вечной легенды о любви до гроба. Что до Вагнера - его пышно-торжественно-бряцающую (иначе, ей-Богу, не скажешь) Дали обожал настолько, что и сегодня всех приходящих в его знаменитый Театр-музей в Фигерасе на протяжении всего визита сопровождает именно музыка из "Тристана и Изольды" - к счастью, в весьма приглушенном варианте.
Особое значение имела для Дали и сама легенда 12-го века о вечной любви, безграничной страсти и спружеской измене, главными героями которой являются корнуоллский рыцарь Тристан и ирландская принцесса Изольда. Невзирая на трагический конец всех этих "страстей мадридского двора" (Тристан умер, а Изольда в отчаянии наложила на себя руки) Дали обожал эту историю.
Ведь Тристан и Изольда - символ великой и вечной, наперекор всем бурям и ветрам, любви. Влюбленные - стремящиеся соединиться в пространстве и времени две половинки одного целого - и, как известно, такими же "половинками одного целого", по твердому убеждению Дали, были он и Гала.
Этюд, кстати, получился совершенно в вагнерианском стиле - тяжеловатый, холодноватый, мрачноватый и торжественный - но прекрасно, надо отдать должное, написанный усатым маэстро Дали.
В скалистом образовании в центре полотна прослеживается даже не намек, но прямыя отсылка к абсолютному фетишу Дали и других его товарищей-сюрреалистов: картине "Остров Мертвых" швейцарского художника символиста Арнольда Бёклина, а силуэты облаков справа и слева повторяют очертания мужской и женсакой фигур из картины Жана-Франсуа Милле "Анжелюс" - ставшей самой "долгоиграющей" из всех навязчивых идей каталонского художника.
Источник фото: сайт Фонда Гала-Сальвадор Дали
Добавим к этому впечатляющий "геологический бред" мыса Креус - и получим поистине "далианское" произведение. В настоящий момент полюбоваться этой чудесно написанной вещью ( 60 х 96 см; холст, масло) можно в Театре-музее Сальвадора Дали в Фигерасе.
Write a comment