Картина "Тромбон и софа, созданные из слюны" была написана Сальвадором Дали в 1936-ом и в том же году выставлялась в Нью-Йорке, окончательно закрепив за Дали статус самого любимого американцами художника-сюрреалиста.
Несмотря на весьма умеренные размеры вещи (19 х 24 см; дерево, масло) эта вещь создает такое же сильное ощущение тревоги и грядущей страшной катастрофы, как и написанная тогда же картина "Предчувствие гражданской войны".
1936-ой стал для Испании годом начала братоубийственной Гражданской войны, и, при всей своей "непохожести" на обычных людей Дали, разумеется, не мог остаться в стороне от постигшей его родину катастрофы, которая, вероятно, ощущалась им еще острее на фоне невероятного личного успеха в США.
Сальвадор Дали отправился со своей женой Галой в Нью-Йорк в начале декабря 1936 года, во время их второй поездки в Америку, чтобы присутствовать сразу на двух выставках своих работ. Музей современного искусства включил восемь его картин - среди них уже известную «Постоянство памяти» из собственной коллекции музея - в знаменательный, охватывающий столетия обзор «Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», который открылся 9 декабря.
На следующий день Жюльен Леви открыл в своей галерее на Мэдисон-авеню уже третью персональную выставку работ Сальвадора Дали (первая состоялась в 1933-м году) на которой демонстрировались двадцать картин и девять рисунков. Как и большинство картин на этом показе, «Тромбон и софа, созданные из слюны» были написаны в 1936-ом году и выставлены впервые.
В связи с этими событиями журнал Time разместил на обложке своего номера от 14 декабря знаменитый портрет Дали, сделанный ранее Маном Рэем в том же году. Универмаг на Пятой авеню Bonwit Teller выбрал Сальвадора Дали и несколько других участников выставки MoMA для создания дизайна витрин.
«Мое второе путешествие в Америку было тем, что можно назвать официальным началом моей славы», - написал Дали в своей автобиографии. "Я даже представить себе не мог, с какой скоростью я стал популярным. Меня часто узнавали на улице и просили дать автограф. Мне приходило огромное количество ошеломляющих писем из самых разных и отдаленных уголков страны. И я получил целый поток экстравагантных деловых предложений, каждое из которых было еще более неожиданным, чем предыдущее", - писал художник в "Тайной жизни Сальвадора Дали".
Успех и преклонение перед работами Дали в Нью-Йорке дали художнику некоторую передышку от душераздирающей ситуации в его родной Испании.
Фашистский военный переворот в июле привел к жестокой, беспощадной гражданской войне. Месяц спустя в Гранаде повстанцы убили поэта и драматурга Гарсиа Лорку, самого близкого друга Дали в 1920-х годах.
Центральным элементом новой выставки Дали в галерее Леви стала уже упомянутая нами «Мягкая конструкция с вареными бобами» ("Предчувствие гражданской войны") - «чудовищные наросты рук и ног, разрывающие друг друга», - объяснил Дали, - «в бреду самоудушения».
Пейзаж на картине "Тромбон и софа, созданные из слюны" также является сюрреалистической интерпретацией-воспоминанием об этих ужасных событиях. Дали изобразил каталонское побережье Коста-Брава, недалеко от приморских городов Кадакес и Порт-Льигат, где он вырос, прожил большую часть жизни и написал большинство своих замечательных работ.
Вдали простирается равнина Ампурдан. Огромная волна (символ поглотившей Испанию кровавой меджуусобицы) ударилась о скальный выступ справа, похожий на диван, и затопила внутреннюю часть суши.
Обгоревший остов рыбыцкого суденышка, рваный парус которого развевается на злом ветру - символ рухнувших в одночасьсе надежд на то, что войны удастся избежать. Впереди - неизвестность, отчаяние, нищета - сгорбленная фигура каталонского рыбака в барретине (национальном головном уборе каталонцев) выражает это общее ощущение от картины наиболее отчетливо.
В штормовых облаках можно обнаружить пару двойных образов - главного инструмента параноидальо-критического метода Дали: вихревые очаги атмосферного бедствия напоминают хищное лицо вверху справа, а чуть ниже слева - зияющую пасть драконоподобного зверя, чье длинное тело извививается ниже.
Два последних добавления к картине были сделаны белой полупрозрачной краской ,чем-то действительно напоминающей слюну: лошадь, запечатленная с "тыльной" части, и тромбон - объект, который художник позаимствовал у своего коллеги-сюрреалиста Рене Магритта.
И полупрозрачный белый конь, и тромбон в контексте данной картины являются призраками надежды и спасения - однако незначительными и несущественными, как, судя по всему, считает Дали.
Источник фото: Сайт Фонда Гала-Сальвадор Дали
Статьи по теме:
Мягкая композиция с вареными бобами
Сальвадор Дали - интересные факты
Write a comment