Золотой трон Мартина Гуманного - предмет вожделений нацистов

Золотой трон Мартина Гуманного  - секреты Старой Барселоны

Граф Барселоны и король Арагона, Валенсии, Сардинии, Корсики и Сицилии Мартин Гуманный - последний представитель Барселонского дома, со смертью которого 31 мая 1410 династия прервалась, и после двух лет междуцарствия на престол взошел Фердинанд Первый из кастильского рода Трастамара, нарушив тем самым главный постулат каталонской власти: "Пусть подлец - зато свой!".

 

Отныне Каталонией и Арагоном правили чужаки, и именно этот исторический момент - начало многовековой распри между Каталонией и Кастилией, которая тянется и по сей день. Но это уже совсем другая история - мы же поговорим о королевском троне Мартина Гуманного, которым каждый желающий может полюбоваться в сокровищнице кафедрального собора Барселоны

Мартин Гуманный, как известно, славился особой набожностью и любовью к коллекционированию религиозных реликвий. 

Так, среди прочих бесценных сокровищ в коллекции его имелся фрагмент Истинного Креста Господня, шип из тернового венца Иисуса (доставшийся ему от матери, Элеоноры Сицилийской) и предмет нашего разговора - королевский трон.

Трон, по праву считающийся одной из жемчужин каталонского готического искусства, выполнен из драгоценных пород дерева, и серебрянных позолоченных пластин. Помимо прочих достоинств, трон имеет складную шарнирную конструкцию, что делает его очень удобным для транспортировки - а это имело важное значение, поскольку двор графов Барселоны и королей Арагона был в те времена, если можно так выразиться, "мобильным".

Во-первых, король должен был присутствовать на заседаниях Каталонских Кортесов (средневекового Парламента Каталонии), а они, в отличие от сегодняшнего дня, проходили в разных городах, а во-вторых, обшиность владений и вошедшее в поговорку коварство местной феодальной знати постоянно требовали от того же Мартина Гуманного бесконечных разъездов с целью удержать, а если получится, и укрепить королевскую власть на принадлежащих ему землях. 

Так что складной трон, помимо его эстетической ценности и богатой отделки, был вещью крайне удобной и, можно сказать, даже незаменимой. Представьте, как вы выбираетесь на рыбалку не с удобным складным стульчиком, купленном в магазине спорттоваров и занимающем минимум места в багажнике вашего авто, а с громоздким деревянным стулом, на котором вы сидите дома во время обеда. Представили? Вот то-то!

Кстати, в сокровищнице барселонского собора вместе с троном можно полюбоваться и так называемой "лентой Мартина Гуманного", выполненной из шелка, расшитого золотой парчой и украшенной множеством драгоценных камней, кораллов и жемчужин. 

Как мы уже сказали, Мартин детей не имел, и потому, находясь на смертном одре, на вопрос одного из городских советников: "кто достоин этого трона после него?" ответил следующим образом: "Тот, кто по справедливости и по праву этого трона достоин". Представители церкви, естественно, посчитали, что речь идет об Иисусе Христе, представителем которого в юдоли замной являлась именно Церковь - и потому после смерти Мартина трон вместе с другими принадлежавшими почившему монарху реликвиями оказался в кафедральном соборе Барселоны. 

Впоследствии на него установили золотую дарохранительницу и увенчали всю конструкцию золотой же короной королевы Виоланты - и вся это немыслимая роскошь блаполоучно просуществовала в сокровищнице главного храма Барселоны вплоть до начала Гражданской войны в Испании. А начало это, как мы знаем, для барселонских церквей и их служителей было более чем трагическим.

По всей Каталонии прокатилась волна антирелигиозного террора, который по жестокости не знал себе равных. Над Барселоной стояли черные дымы - жгли церкви и монастыри, и те их священников, кто не смог уйти из города и вынужден был скрываться у приютивших их верных прихожан, каждую минуту ожидали смерти - и та не обманывала их ожиданий. Республиканцы, в особенности, анархисты, расстреливали слуг божьих весело и легко - а заодно, убивали и тех, кто их укрывал. 

При таких обстоятельствах всякому было совершленно понятно: разграбление кафедрального собора - лишь вопрос времени. Именно поэтому Женералитат (правительство Каталонии) в числе котрого находились и здравомыслящие люди, срочно озаботился спасением кульптурного наследия. 

В рамках этой "программы спасения" по договоренности с французским правительством в Париже в 1937 была организована выставка "Каталонское искусство 10-15 в.в.", по времени совпавшая с Всемирной выставкой, проходившей в том же году в столице Франции. 

После выставки трон Мартина Гуманного вместе с дарохранительницей и другими экспонатами выставки были перевезены в замок Мезон-Лафит, а после окончания Гражданской войны и поражения Республики вернулись в Барселону. 

Однако так просто это звучит только на словах. Именно во время выставки в Париже королевский трон Мартина Гуманнного попал в поле зрение нацистов - в частности, эзотерической организации Аненербе, основанной и возглавляемой Гиммлером. 

Организация эта, как известно, занималась, среди прочего,  поиском и приобретением ( - позже - просто экспроприацией) артефактов, которые, как полагали помешанные на мистике Гитлер и Гиммлер, смогут обеспечить Третьему Рейху абсолютную власть над миром. 

Разумеется, в первую очередь речь идет о Копье Судьбы, которым римский сотник Лонгин пронзил тело Христа, и Священном Граале, в поисках которого, кстати, Гиммлер, по поручению Гитлера, даже посещал аббатство Монсеррат в 50 км от Барселоны - но и трон последнего короля Барселонского дома нацистам тоже весьма приглянулся. 

В то время Гитлер носился со своим, к счастью, нереализованным проектом "Музея Фюрера" в Линце, среди потенциальных экспонатов которого значились и трон Мартина Гуманного с дарохранителницей. 

И если бы не вмешательство знаменитого маршала Филиппа Петена, с 1 марта 1939 назначенного послом Франции в Испанию - а к мнению "Верденского Льва" Гитлер тогда прислушивался - реликвии, скорее всего, стали бы собственностью Третьего Рейха.


Путеводитель по Готическому кварталу Барселоны

Write a comment

Comments: 0