Картина "Два балкона", известная также под названием "Мужчина нездоровой комплекции, внимающий звукам моря", была написана Сальвадором Дали в 1929-ом году и стала очередным шагом в формировании собственного "живописного словаря" усача из Фигераса - набора устойчивых образов и навязчивых идей испанского художника, оперируя которыми, Дали смог дать нам своё, глубоко индивидуаьное видение сумасшедшего двадцатого века.
Вещь создавалась к выставке в парижской галерее Шарля Гоэманса, после судьбоносного в жизни художника события - его встречи с Галой летом 1929-го. В конце сентября Гала с дочерью Сесиль уехали из Кадакеса, и Дали с головой погрузился в работу над такими впоследствии известными работами, как "Великий Мастурбатор", "Загадка желания", "Просвещенные удовольствия".
Тогда же была написана и вещь "Два балкона", уже содержащая образ отца художника - Сальвадора Дали-и-Куси в виде "Вильгельма Телля" с последующих картин Дали.
Примечательно, что этот типично фрейдистский символ жестокого отца, жаждущего кастрации своего сына и избранный Дали в качестве подходящей живописной интерпретации "эдипова комплекса " Фрейда (подробнее об этом можно прочесть в нашем описании к картине Дали "Вильгельм Телль", 1930) - так вот, примечательно, что Дали использует этот образ еще до того, как отец, возмущенный связью сына с "проституткой", каковой он считал "эту бесстыдную Галу", окончательно вышвырнул Сальвадора за порог отчего дома.
Впрочем, к тому времени папаша, желая наказать непокорного отпрыска, или, скорее, заставить его образумиться, уже составил новое завещание, по условиям которого завещал все, за самым малым исключением, не поровну Дали и его сестре Анне Марии - но одной лишь сестре художника.
Сальвадор, разумеется, знал об этом, так что появление ненавистного "Вильгельма Телля" (то есть, отца Дали)в картине "Два Балкона" вполне обоснованно и логично.
Однако самое интересное даже не это, а тот печальный и удивительный факт, что "два балкона" - по сути, единственная картина Сальвадора Дали. которую воры смогли украсть безнаказанно, и до сих пор неизвестно, где она находится. Вот как это было.
25 февраля 2006 года в Рио де Жанейро, во время традиционного карнавала, привлекающего в столицу Бразилии миллионы туристов со всего мира, прямо в самый разгар праздника четыре дерзких грабителя в масках, вооруженные пистолетамии и гранатой, ворвались в городской музей искусства, запугали и нейтрализовали охранников и похитили четыре самых ценных полотна музея, по картине, можно сказать, на грабителя: "Танец" Пикассо, морской пейзаж Клода Моне, "Люксембургский сад" Анри Матисса и, наконец, самую ценную из работ: картину нашего незабвенного Сальвадора Дали "Два балкона" (1929).
Всеобщая праздничная суматоха помогла грабителям сделать свое дело и под шумок благополучно скрыться.
Совокупная стоимость работ составляла около 50 000 000 долларов США. Кстати, именно по поводу картины Дали администрация музея сокрушалась больше всего: украденное полотно было единственной работой испанского сюрреалиста в Латинской Америке, находящейся не в частной коллекции.
Вот вам бразильцы: всё бы им петь да танцевать, так, за танцами, единственного своего Дали и про... моргали. Впоследствии удалось отследить лишь работу Матисса, всплывшую на свет на одном из российских аукционов. А вот творение Дали, к сожалению, затерялось во мраке неизвестности.
Понятно, что сейчас замечательное полотно "Два Балкона" украшает чью-нибудь частную коллекцию - а жаль. Искусство должно принадлежать народу!
Источник фото: Сайт Театра-музея Сальвадора Дали в Фигерасе
Статьи по теме:
Погружение в Театр-музей Дали - книга-путеводитель
Write a comment