"Ураново-атомная меланхолическая идиллия" была написана Сальвадором Дали в 1945-ом году и стала во многих смыслах очень значимой для художника работой. Во-первых, эта первая, спонтанная, а значит, и самая честная реакция художника на событие, потрясшее весь мир: атомную бомбардировку Хиросимы и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 г.
Картина "Ураново-атомная меланхолическая идиллия" стала предвестником нового творческого этапа Дали - периода "ядерного мистицизма", хотя в ту пору, когда Сальвадор Дали создавал это полотно, он еще не придумал этот термин.
Есть события, настолько существенные, что они однозначно и навсегда разделяют мир на "до и после". Бомбардировка японских городов - одно из таких событий мирового масштаба, которое коснулось абсолютно каждого жителя планеты Земля.
Огромнейшее потрясение, по его собственным словам, испытал и Сальвадор Дали, и первой попыткой осмыслить случившуюся катастрофу стала картина "Ураново-атомная меланхолическая-идиллия".
В этой картине мы найдeм и силуэт бомбардировщика, из люка которого ушла на Хиросиму бомба "Малыщ", и взрыв, расцветающий страшным цветком, и атомные ядра, переставшие быть научной абстракцией и явившие всему миру свою страшную разрушительную мощь, и окаменевшие в одночасье мягкие часы, которые отсчитывали прежнюю жизнь - та, что уже невозможна после 6 августа 1945.
В этой картине мы найдем "до" и "после" - безбрежная синь неба, видная в прорехах мрачной, графитового цвета, комнаты - это "до", а сама комната-клетка - безусловно, "после". Персонифицированный образ неба, читаемый в одном из отверстий, несет на себе печать грусти, непонимания, укоризны - как же ты, человек, дошел до жизни такой?
Впрочем, корни всего, что случится с нами в будущем, следует искать в прошлом. Может быть, поэтому, "космические слоны" Дали, видные в пролом крыши, тоже сыплют на землю бомбы.
В уголке каждого счастья есть притаившаяся слеза. На заднем дворе любой идиллии - тень грядущей катастрофы, которая непременно случится, если человек хотя бы на секунду утратит чувство ответственности перед своим домом - Землей - и перед потомками.
Такими тягостными раздумьями после случившегося в августе 45-го были охвачены все думающие люди - и Дали не стал исключением. В определенном смысле, "Ураново-атомная меланхолическая" идиллия стала для Сальвадора Дали тем же, чем для "Пикассо" стала его "Герника" - отсюда и общий мрачный колорит обеих работ, и схожие чувства, ими вызываемые.
В настоящее время картина "Ураново-атомная меланхолическая идиллия" (66,5 Х 86,5 см; холст, масло) находится в коллекции Центра искусств королевы Софии в Мадриде".
Статьи по теме:
Гала и Дали - встреча длиною в жизнь
Write a comment