"Веласкес, пишущий портрет инфанты Маргариты в лучах и тени собственной славы" - картина, написанная Сальвадором Дали в 1958-ом и ставшая очередным актом преклонения каталонского художника перед одним из величайших своих кумиров - Диего Веласкесом.
"Величайший" в данном контексте - не преувеличение. Если вот так, сходу назвать трех наиболее повлиявших на Дали художников, к творчеству которых он возвращался в своих работах постоянно, то выглядеть эта "святая далианская троица" будет следующим образом: Диего Веласкес, Ян Вермеер, Рафаэль.
Дали восхищался Веласкесом еще со школьных лет, когда, будучи шестиклассником и учеником гимназии в Фигерасе, опубликовал в школьном журнале Studium серию портретов великих художников, среди которых, можно не сомневаться, был и Веласкес.
В 1948-ом вышла из печати книга Сальвадора Дали "50 волшебных секретов мастерства", где среди прочего, художник приводит таблицу с анализом основных "достоинств", которыми должен обладать всякий уважающий себя художник, и по 20-балльной шкале с точки зрения этих критериев оценивает известных живописцев разных столетий.
Среди участников этого "конкурса": Леонардо, Рафаэль, Микеланджело, Вермер, Мейссонье, Пикассо, Энгр, Мане, Мондриан, и, среди прочих, и сам Дали. Так вот, в "абсолютном зачете" Веласкес в этом списке уступает лишь Яну Вермеру, да и то лишь потому, что тот - Вермер!
В том же 1948-ом, вернувшись в Испанию после длительного проживания в США, первое, что произносит Дали: "Я вернулся, чтобы навестить двух вождей Испании. Во-первых - Франсиско Франко. И во-вторых - Веласкеса."
А вто еще одна цитата усатого гения: "После импрессионизма вся история современного искусства вращалась вокруг одной цели: реальности. И это может подвести нас к вопросу: что новенького? Веласкес, отвечу я!"
Картина "Веласкес, пишущий портрет инфанты Маргариты в лучах и тени собственной славы" была написана к 300-летнему юбилею со дня смерти Веласкеса и основана на картине "Инфанта Маргарита Тереза в голубом платье".
Разумеется, Дали не был бы Дали, если бы не перписал все по-своему, и если бы не позаимствовал пару-тройку технических приемов у тех, кого когда-то яростно ругал за все мыслимые для дивописцев грехи - абстрактных экспрессионистов.
В частности, мы имеем в виду Виллема де Кунинга, которого Дали, все-таки отдавая дань его таланту, называл "колоссом, нависшим над Атлантикой, с одной ногой в Нью-Йорке, а другой - в Амстердаме (Кунинг голландец по происхождению, благоразмно проживавший в США).
Манера письма в этой картине Дали даже на первый, самый неискушенный, взгляд очень четко свидетелсьтвует о том, в отношении кого Сальвадором Дали был осуществлен "далинизации" (то есть, заимстствования технических приемов или идей).
Прекрасно прослеживается в картине и тогдашняя одержимость Дали ядерной физикой: в частности, то, как написана левая рука инфанты, напрямую связано с заинтересовавшими Дали фотографиями следов атомных частиц.
Голова Маргариты, как несложно заметить, состоит из новорожьх рогов - еще одного фетиша Дали пятидесятых: помним, что художник называл рог носорога "самой совершенной формой, которую когда-либо создавала природа" и поклоняллся в те году Носорожьему Рогу с истовостью, достойной если не понимания, то уважения.
В левом верхнем углу картны, в гораздо более традиционной манере изображен один из залов музея Прадо, чем Дали еще раз заверяет зрителя, что нет на свете ничего достойнее, чем великое живописное наследие прошлых веков. Именно там и тогда, считал Дали, закончилось настоящее искусство и "началась какая-то чушь".
В особенности это касалось мастеров 20-го столетия, среди которых Дали делал исключение лишь для одного художника - себя. И, немножечко, самую малость - для Пикассо, да и то лишь находясь в хорошем расположении духа.
Статьи по теме:
Носорожьи рога и "Кружевница" Вермера
Путеводитель по Театру-музею Дали в Фигерасе
Write a comment