Монастырь Вальбона-де-лес-Монжес (Monestir de Vallbona de les Monges - кат), известный также, как Королевский монастырь Санта-Мария-де-Вальбона - женское цистерцианское аббатство, расположенное в каталонском районе Уржель на территории муниципалитета Вальбона-де-лас-Монхас (провинция Лерида). В 1931 году монастырь был объявлен памятником национального значения. Монастырь, строительство которого велось с 12 по 14 века, вобрал в себя черты романской и готической архитектуры и является важнейшим женским цистерцианским монастырем Каталонии. Наряду с монастырями Сантес Креус и Поблет, Вальбона-де-лес-Монжес образует так называемый Цистерцианский Путь Каталонии.
Из первоначальной группы отшельниц, основанной в 1153 году Рамоном де Вальбона и существовавшей по уставу Святого Бенедикта, в 1175 году в этом месте сформировалась женская община, решившая продолжить монашескую жизнь в соответствии с уставом Цистерцианцского ордена.
У набожных девушек имелась в распоряжении земля, дарованная им в 1163 году графом Барселоны Рамоном Беренгером IV. Не хватало предводительницы с ярко-выраженным задатками лидеры, для чего из наваррского монастыря Санта-Мария-де-ла-Каридад-де-Тулебрас была прглашена Ория Рамирес (1176-1180), которая и стала первой настоятельницей женской цистерцианской обители Вальбона-де-лес-Монжес.
Под руководством новой настоятельницы дело, что называется, закипело. Вскоре монастырь приобрел большую известность и стал привлекать весьма небедных дам из числа каталонской знати. Короли также жаловали аббатство своим вниманием (о чем свидетельствуют неоднократные визиты Альфонсо II Целомудренного и его жены Санчи Кастильской или того же Хайме I Завоевателя). Короли не только посещали монастырь, но и активно спонсировали его строительство, что и позволило за достаточно короткий срок возвести монументальный комплекс монастырских построек.
От Папы Иннокентия III он получил в 1198 и 1200 гг. буллы, гарантирующие неприкосновенность монастыря и принадлежащий ему собственности, а годом позже. еще одну буллу, которая обеспечивала независимость монастыря от местного Епископата. Благодаря многочисленным пожертвованиям и завещаниям, монастырь богател не по дням, а по часам, а территориальные владения его на территории графства Уржель возрастали в смой геометрической прогрессии.
Аббатисы Саурена де Англесола (1379-1392), выкупила у короля Арагона Педро III гражданскую и уголовную юрисдикцию всех владений монастыря за 22 000 барселонских сольдо - и теперь, монахини с полным основанием могли заявить: "Никто нам не указ!" Обширность владений, защищенная папскими буллами и подкрепленная выкупом прав, позволили основать баронство Вальбона, в котором монастырь Вальбона-де-лес-Монжес играл роль культурного, духовного и политического центра.
В период наивысшего расцвета община состояла из 150 монахинь, большинство из которых принадлежали к старейшим и богатейшим родам каталонской знати, таким как Кардона, Сервера, Керальт, Бойшадор, Англесола и т. д.
Гражданская война 1462-1472 годов, а затем Трентский собор (1545-1563) оказали заметное влияние на аббатство - причем, влияние нельзя было назвать позитивным. Одно из соглашений Трентского собора запрещало существование женских общин в безлюдных местах, что вынудило монахинь в 1573 году уступить часть свои земель жителям Монтескье, что на севере Каталонии), которые, поселившись рядом с монастырем, и положили начало нынешнему миниатюрному городку Вальбона-де-лес-Монжес.
Тем не менее, еще сто с лишним лет обитель процветала. Проблемы начались в 17 веке - причем, пришли с неожиданной стороны: мужской цистерцианский монастырь Санта-Мария-де-Поблет заставил "сетер во Христе" платить дань. Не успели высокородные монахини оправиться от коварства членов своего же ордена, как началась Война Жнецов, (1640-1652 гг.), приведшая к многочисленным грабежам и опустошениям во вледениях обители. Частная собственность - вещь, безусловно, полезная, однако вместе с тем холопотная - в особенности, когда ее очень много.
Затем последовали Война за Испанское наследство (1700-1714 гг.) и Руссильонская война. Война (1788-1795 гг.), в перерывах между которыми монахини вели бесконечные судебные процессы с городами и селениями, принадлежащими их баронству. Надо сказать, местное население несколько подустало от тяжкого ига "Христовых невест", набожность которых обходилась селянам и горожанам слишком дорого.
Впрочем, пришел множество раз уже нами упомянутый 1835 год, а вместе с ним - закон премеьер-министра Мендисабаля о конфискации церковных владений, который прекратил мучения святых людей по поводу собственности раз и навсегда. И, как мы уже не раз говорили, простым людям от этого головокружительной махинации легче не стало: отнятые у монастырей земли и прочие владения за бесценок скупила феодальная олигархия, сделавшись в результате этого еще богаче - а простой люд, как водится, продолжил сосать лапу. Зато, в качестве морального удовлетворения, чернь получила возможность осквернять, жечь и разрушать ненавистные монастыри - чему предалась с невиданным рвением и азартом.
Монахини предусмотрительно покинули монастырь на шесть месяцев, дабы не подливать масла в огонь - и потому монастырь Вальбона-де-лес-Монжес не подвергся столь жестоким актам вандализма, как монастыри Сантес Креус и Поблет. Впоследствии монахини смогли вернуться в обитель, и с той поры община бесперебойно проживает на территори монастыря и по сей день. Единственным исключением явились три года Гражданской войны (1936 - 1939), во время которой сам факт принадлежности к религиозному сословию уже служил достаточным основанием для расстрела.
В новейшее время, когда монастыри вновь стали вполне обоснованно ценить, как культурные, исторические и архитектурные памятники, правительство Каталонии вложило немало денег в реставрацию комплекса.
В результате проведенных новых работ были переоборудованы жилые помещения для монахинь, мастерские по производству керамических изделий - по сути, реставрация затронула весь монастырский комплекс. С началом туристических визитов монастырь получил дополнительный и очень хороший источник дохода.
Архитектура церкви и других построек монастырского комплекса в полной мере отвечает всем принципам Цистерцианского ордена - она проста, сурова, монументально и величественна. Если до того, как посетить монастырь Санта-Мария-де-Вальбона, вы уже успели побывать в монастырях Поблет и Сантес Креус, вы гарантированно испытаете сильнейший эффект дежавю.
Как и в случае с упомянутыми выше мужскими монастырями, обитель Вальбона-де-лес-Монжес - самая наглядная и живая иллюстрация того, как старый архитектурный стиль - романский, начинает постепенно уступать место готическому, причем, процесс этих "уступок" запечатлен непосредственно в камне.
Хотел бы дать и еще один дельный практический совет, если уж вы непонятным образом окажетесь в этом красивуйшем уголке каталонской глубинки самостоятельно: ни в коем случае не планируйте посещение всех трех цистерцианских монастырей сразу! Каждый из них имеет огромное историческое, культурное и, конечно же, архитектурное значение - с этим никто не спорит.
У каждого своя история и свои захоронения с весьма знатными в свое время персонами - однако в целом все три монастыря (Поблет, Сантес Креус и Вальбона-де-лес-Монжес) весьма и весьма схожи, в особенности - в архиткурном плане. Посему лучше посещать их в разные дни и по отдельности, комбинируя визит в монастырь с какой-нибудь менее "религиозной" достопримечательностью.
В ходе экскурсий мы, как правило, объединяем один из трех цистерцианских монастырей (чаще всего - Поблет) с посещением какого-нибудь городка или деревеньки, которые, как ни странно, встречаются в этих суровых землях. Всё хорошо в меру, и осилить три монастыря с тремя экскурсионными визитами в один день - это крайность, оправданием которой могут служить лишь огромная любовь к цистерцианцам вкупе с катастрофическим недостатком времени.
В случае, если вы решите посетить монастырь Вальбона-де-лес-Монжес самостоятельно, рекомендуем предварительно уточнить расписание на официальном сайте обители: https://www.monestirvallbona.cat/es/
Статьи по теме:
Королевский пантеон в монастыре Поблет
Монферри - святилище Девы Монсеррат
Write a comment