"Автопортрет", о котором пойдет речь в этой статье, был написан голландским художником-постимпрессионистом Винсентом Ван Гогом в сентябре 1889 года. Работа (65 х 54 см; хлост, масло), которая, не исключено, является последним автопортретом Ван Гога, была создана незадолго до того, как он покинул Сен-Реми-де-Прованс (Франция) на юге страны. В настоящий момент "Автопортрет" принадлежит коллекции Музея Орсе в Париже.
"Автопортрет" 1889 года - один из примерно 30 автопортретов, созданных Ван Гогом за 10 летний период наиболее активной творческой деятельности.
В совокупности автопортреты художника представляют важную часть его творческого наследия, а заодно и приоткрывают дверцу в сумбурный, подверженный голокружительным взлетам и падениям внутренний мир художника, который, так или иначе, отражался и на его внешности.
Ван Гог действительно писал себя часто и много, но не только по причине бесконечной влюбенности в собственную персону. Это объясняется еще и тем, что с деньгами на протяженнии всей жизни у Винсента было туго, и зачастую единственной моделью, которую он мог себе позволить, являлся он сам.
"Автопортрет, написанный в сентябре 1889-го, Ван Гог захватил с собой в Овер-сюр-Уаз, (деревню недалеко от Парижа), где показал ее доктору Полю Гаше, который счел ее «абсолютно фанатичной». Надо сказать, Гаше, который поначалу вызвал у Ван Гога резко отрицательные чувства, очень скоро сделался едва ли не самым близким Винсенту человеком в последний период его жизни.
Историки искусства расходятся во мнениях относительно того, является ли "Автопортрет" последним автоизображением Ван Гога, или все-таки "Автопортрет без бороды" был написан несколько позже. Так, Инго Ф. Вальтер и Ян Хульскер считают, что это последнее произведение - причем, Хульскер считает, что "Автопортрет" был написан в Арле уже после того, как Ван Гог, повредив себе ухо, угодил в психиатрическую клинику). Рональд Пикванс, напротив, полагает, что «Автопортрет без бороды» был написан все-таки позже.
Ван Гог отправил картину своему младшему брату Тео, торговцу произведениями искусства, сопроводив ее письмом, в котором говорилось: «Тебе нужно будет какое-то время поизучать эту вещь пристальней. Надеюсь, ты заметишь, что выражение моего лица стало намного спокойнее, хотя глаза мои выглядят так же внушают тревогу, как и раньше. Но, возможно, так мне только кажется..."
Историки искусства Вальтер и Мецгер считают, что "картина не является ни попыткой приукрасить действительность, не реалистичной работой в целом. Здесь слишком много нервов, сумятицы, лихорадочного напряжения, которыми буквально веет от холста."
Растворяющиеся цвета и турбулентные узоры сигнализируют о чувстве внутреннего напряжения и стресса, выдавая истинное состояние души художника, находившегося под все более усиливающимся психологическим, физическим и эмоциональным давлением, которое, в конце-концов, достигло предела и привело к взрыву, а точнее, к револьверному выстрелу, поставившему финальную точку в мучительной и прекрасной жизни Ван Гога.
Впрочем, "прекрасной" жизнь Винсента можно назвать лишь применительно к нам - всем тем, кто восхищается творческим наследием художника.
Музей Орсе в Париже, куда "Автопортрет" поступил в 1986 году, считает, что "неподвижность модели резко контрастирует с волнистыми волосами и бородой Ван Гога, эффект которых отражается и многократно усиливается в галлюцинаторных арабесках фона холста.
Статьи по теме:
Самые дорогие картины Сальвадора Дали
Самые известные картины Пикассо
Write a comment