"Венера Урбинская" (также известная как "Лежащая Венера") - картина великого Тициана, начатая в 1532 или 1534 годах и законченная, предположительно, в 1538-ом. Обнаженная молодая женщина, традиционно отождествляемая с богиней Венерой, полулежит на кушетке или кровати в роскошной обстановке дворца эпохи Возрождения. В наши дни "Венера Урбинская" заслуженно является одним из главных "хитов" Галереи Уффици во Флоренции - вот, пожалуй, и всё, что можно утверждать об этой картине наверняка.
В остальном мы вступаем в область самых разнообразных версий, гипотез и догадок - чем с таким рвением и любовью всегда горазды заниматься искусствоведы. Единственное, что также не подлежит сомнению, так это факт, что прообразом "Венеры Урбинской" послужила так называемая "Дрезденская Венера" (Спящая Венера) Джорджоне, написанная в 1510-ом.
Известно, что Тициан, будучи в ту пору учеником Джорджоне, принимал участие в ее написании - однако в свой "Венере" он беконечно далеко ушел от учителя, позаимствовав у него разве что позу.
Дрезденская Венера (Спящая Венера) Джорджоне (1510)
Несложно, заметить, что за 30 лет Венера сильно "повзрослела" - из робкой девственницы она превратилась в пышущую здоровьем и сексуальной привлекательностью мадам с легкой поволокой в похотливом взгляде, которая ничуть не стесняется своей наготы и глядит прямо в глаза зрителю, словно предлагая себя.
Собственно, говоря, именно такой цели, на наш взгляд, и добивался Тициан. Здесь весь вопрос в том, кто этот самый "зритель", которого зазывает на ложе любовных утех обнаженная дева. А зритель, в чем нет никаких сомнений - никто иной, как законный супруг, имеющий полное право наслаждаться несказанным прелестями своей возлюбленной жены.
На то, что сюжет следует трактовать именно так, указывают кое-какие неслучайные атрибуты: во-первых, сундук с нарядами на заднем плане, у которого старательно копошатся две рабыни, а во-вторых, и в главных - собачка!
Да-да, та самая собачка, которую по традиции всегда изображали в ногах знатных дам и королев на их роскошных погребальных саркофагах. Собака - символ женской супружеской верхности, широко распространенный со времен Средневековья, и Тициан, делая отсылку к этой традиции, более чем однозначно дает нам понять, что речь идет именно о плотских утехах в рамках законного брака.
Что до несколько вызывающей позы "Венеры Урбинской", которая, как полагают некоторые исследователи, занимается мастурбацией - не стоит забывать, что мы говорим не о суровой готической эпохи, а о славных временах Возрождения, когда человек во всей своей красе вновь "вышел из сумрака" и стал воспеваться в искусстве едва ли не наравне с богами!
В этом главная и самая принципиальная заслуга Ренессанса, о чем часто не помнят: человеку вернули хотя бы часть какой-то значимости, начисто утраченной в квазирелигиозные времена. В этом смысле "Венера Урбинская", наряду с пропагандой всех неисчислимых достоинств законного брака, является еще и прекрасным гимном красоте юного женского тела.
Как справедливо заметил Чарльз Хоуп, «еще нужно доказать, что "Венера Урбинская" Тициана, представляет собой нечто иное, чем изображение красивой обнаженной женщины на кровати, лишенное классического или даже аллегорического содержания».
Зачем аллегории, когда перед вами нагая и доступная красивая женщина, что само по себе стоит миллиона платоновских метафор?
Среди других достоинств картины, помимо ее восхитительного эротизма, следует выделить выдающееся художественное мастерство Тициана. Ткани, меха, драгоценные камни, кожа Венеры переданы предельно натуралистично, едва ли не стиле "тромплёй". Отдельно отметитим мастерское использование приема "сфумато", которым мог бы гордиться и сам Леонардо.
Сфумато, слегка размывая контуры, придает картине необходимую нотку той самой таинственности, которая вкупе с выбранным сюжетом бьет прямо в точку - зритель и глазом моргнуть не успевает, как поддается волнительным чарам Венеры Урбинской и испытывает сильное жалание оказаться там - внутри сотворенного Тицианом мира.
Write a comment