Картина "Венера и матрос" ("Отплытие) была написана Сальвадором Дали в 1925-ом и в том же году представлена на своей первой персональной выставке в галерее Жозепа Далмау в Барселоне.
Выставка не принесла юному Дали больших денег (тем более, что значительную часть работ скупили его барселонские родственники) однако имела успех у критиков.
Сальвадор Дали в глазах каталонских "гуру от искусства" все более приобретал репутацию "молодого каталонского дарования, на которое возлагались большие надежды". Кстати, на первой выставке в Далмау, где была, среди прочих, представлена и такая чудесная картина, как "Женская фигура у окна" ("Девушка у окна"), именно "Венера и матрос" выззвала наибольший интерес и похвалы критиков.
Еще ранее Сиприано Ривас уделил внимание "Венере и матросу" в журнале "Espana". "Сальвадор Дали знает, что делает, — писал критик. — И он знает своих предшественников. Господи, сохрани его зрение и защити его!"
«Венера и матрос» - одна из трех картин с аналогичным названием - именно для того, чтобы как-то различать их, Дали и решил добавить второе название: "Отплытие". Полотно наглядно демонстрирует, что, Дали, создавая параллельно куда более "академические вещи" всегда держал нос по ветру и знал, что в искусстве актуально на текущий момент. А актуален был стиль неокубизма, на котором, собственно, каталонский художник и въехал в "сюрреализм".
Вещь абсолютно "пикассовская" - ровно в той же степени, в которой Дали восхищался в те годы своим старшим товарищем. Пабло Пикассо, напомним, юный Сальвадор тогда, ни много, ни мало - боготворил!
Доминирующая фигура Венеры занимает большую часть переднего плана, из-за чего каждется особенно большой и грузной - в особенности, в сравнении с крохотным, словно игрушечным, "матросиком" у нее на коленях.
В условной раме окна (Дали очень любил прием "картина в картине) виден готовый к отплытию параход, а еще выше можно разглядеть птицу в клетке, что несомненно, является символом той свободы, по которой матрос - дитя соленой воды и попутного ветра - уже истосковался, невзирая на все прелести, даруемые общением с "Венерой".
"Прелести" эти естественны и понятны - на них намекает неестественное положение ног "матроса", которые образуют нечто, весьма напоминающее вагину. Но у нас, матросов, уж так повелось - на суше, при всех ее бонусах, мы ощущаем себя в гостях, тогда как море и свежий ветер странствий - родная стихия.
"Венера и матрос" - одна из многих вещей Дали в стиле неокубизма, с которым художник будет экспериментировать и в 1926-ом, и в начале 1927-го - хотя к тому времени в творчестве Дали все явственней начнут проступать сюрреалистические мотивы.
Статьи по теме:
Фигура и драпировка на фоне пейзажа
В поисках четвертого измерения
Write a comment