Аристид Майоль, автор скульптуры - один из величайших скульпторов первой половины ХХ века, не изменивший традициям реализма в эпоху тотального увлечения авангардными формами.
Художник, не поддавшийся ни новомодным веяниям, ни проискам эстетов, с упорством, заслуживающим уважения, продолжал ваять крепких, здоровых, довольно упитанных женщин, красотой форм которых он восхищался на протяжении всей жизни. провозглашал культ здорового и крепкого тела в противовес манерным, салонным формам.
Эта способность Майоля "гнуть свое линию", несмотря ни на какие внешние обстоятельства, помноженная на его большой талант, привела даже к возникновению понятия «майолевской женщины» — красивой, естественной, возможно, несколько тяжеловесной, но при этом очень гармоничной.
Главной музой Майоля стала эмигрантка Дина Верни (Дина Яковлевна Айбиндер), с которой скульптор познакомился, когда ему было за 70, а Дине — только 15. Дина позировала Майолю для известнейших его произведений — аллегорических скульптур «Воздух» и «Река», последней работы «Гармония» и других.
После смерти Аристида Майоля в 1944 году именно Дина Верни стала главной наследницей Майоля, получила в свое распоряжение все его коллекции, занялась галерейным бизнесом. Её не стало в в 2010-ом , и четыре года спустя ее наследники решили выставить на парижские торги Artcurial, состоявшиеся 2 декабря 2013 года, несколько работ Майоля из ее коллекции.
Скульптура «Река» (свинцовая отливка 1970 года) была продана за рекордные для скульптора €6,18 млн ($8,37 млн) - то есть, Майоль, и при жизни хорошо продававшийся, стал автором одной из самых дорогих работ в историии скульптуры.
Что до обсуждаемой нами работы, в оригинале носящей название «Tors de d’estiu (1911) — бронзовой статуи "майолевской" Венеры, расположенной на смотровой площадке перед Национальным дворцом Каталонии, где сегодня размещается Художественный музей - это единственная работа знаменитого Майоля в Барселоне, и оказалась она в столице Каталонии благодаря Олимпиаде-1992.
Вот как рассказывал об этом один предприниматель, имевший непосредственное отношение к этой истории: «Предприниматели подключились к олимпийскому проекту и создали группу под председательством Карлеса Феррера Салата. Когда у нас закончились Игры и все инвестиции уже были в работе, группе пришлось распуститься. Прежде чем это произошло, Феррер вызвал меня в свой офис в Банке Европы, где, кстати, я был чрезвычайно поражен картиной, которую написал сам Эль Греко, и предложил мне возможность решить, куда вложить около 50 миллионов песет, которые до сих пор так и не были "пристроены".
Одновременно с Олимпийскими работами мы установили скульптуры на улицах, но качественные произведения, а не второсортных авторов, и я всегда удивлялся, что в Барселоне не было скульптуры Аристида Майоля, скульптора, столь близкого к Каталонии и воспевавшего женскую фигуру с непревзойденным совершенством.
Феррер согласился, что мы должны купить его скульптуру и поставить перед Национальным художественным музеем на Монжуике.
«Мы нашли произведение с легальной возможностью сделать новую копию и заказали отливку в бронзе. На церемонии инаугурации должны были присутствовать находившиеся в Барселоне король Хуан Карлос и его супруга королева София,, но за пять дней до назначенной даты скульптура не прибыла и не могла прибыть, поскольку возникли непредвиденные проблемы с отливкой.
Вот и получилось, что мероприятие уже запланировано, отменять поздно, короли, мэр, власти и бизнесмены уже оповещены и прибудут на инаугурацию, но… но инаугурировать нечего. В конце концов мы нашли бронзовую копию той же скульптуры, принадлежащую французской компании, которая согласилась предоставить ее нам на указанный срок с обязательством вернуть ее, когда мы получим свою.
Феррер Салат понял всю щекотливость ситуации, одобрил бартер, предупредил меня, что будет лучше, если все пройдет хорошо, и попросил никому ничего не рассказывать. Инаугурация прошла гладко, и четыре или пять дней спустя позаимствованная копия была заменена рано утром, на рассвете) уже нашей, наконец, прибывшей, прекрасной скульптурой Tors de l'estiu, одно созерцание которой стоит поездки на Монжуик. Только Феррер Салат, крановщики и я знали, что произошло на самом деле».
Хочется добавить: хорошо, что наши барселонские преступники не всегда хорошо разбираются в искусстве. Знай они, что на Монжуике, в абсолютно "открытом доступе" стоит работа не кого-то там, а Аристида Майоля, вещи которого стоят миллионы в твердой валюте - сложно сказать, как долго бы простояла скульптура на своем месте.
Но, к счастью, этой информацией воры не обладают - и крепенькая Венера Майоля продолжает радовать барселонцев и гостей города на своем привычном месте - перед Национальным дворцом.
Статьи по теме:
Безутешность - скульптура Жозепа Лимоны
"Давид и Голиаф" - шторм "Глория" против искусства
Write a comment