· 

Видео "Как возник термин "банкротство"? Секреты улиц Старой Барселоны"

Видео "Как возник термин "банкротство"? Секреты улиц Старой Барселоны"

В барселонском приморском районе Эль Борн (Ла Рибера), есть небольшая улочка, которая называется Canvis Vells - что можно, слегка модифицировав, перевести с каталанского как "Старые Менялы". Чтобы понять, как возникло это название и с каким видом коммерческой деятельности было связано, придется перенестись в далекое Средневековье. 

В те времена Барселона уже была крупным международным портом, что означало, что в городе всегда хватало иноземных моряков с самой разной валютой, которую требовалось приводить к общему знаменателю - то есть, к валюте местной, чтобы гости во время стоянки корабля в порту имели возможность воспользоваться различными барселонскими благами (таверны, публичные дома и пр.)

Это более чем понятно - мы и сегодня, отправляясь, скажем, из США в Испанию, меняем доллары на евро. Вот только разница между "сегодня" и Средневековьем заключается в том, что в наши дни мы проделываем эту операцию в солидном офисе банка, а в те времена обмен происходил прямо на барселонской улице Canvis Vells, где сидели порядка десяти барселонских "banqueros" - предпримчивых горожан (поначалу преимущественно еврейской национальности), которые осуществляли обменные операции на деревянных скамьях, именуемых "bancа". Думаю, теперь понятно, откуда происходят нынешние "банк" и "банкир". 

Вот такими были эти первоначальные банки, называвшиеся  "taulas de canvis": скамейка посреди грязной многолюдной улочки, на которой подозрительный мужичок-банкир осуществляет денежные операции в отношении кровно заработанной тобой валюты - а ты стоишь рядом, хлопаешь наивными иностранными глазами и безуспешно пытаешься понять, надули тебя или нет. 

Очень скоро эти барселонские банкиры расширили спектр своих услуг и стали заниматься не только обменом, но и всеми, по сути, видами банковских  операций, известными нам сегодня - причем, клиентами их были уже не только "залетные" морячки, но и местная барселонская публика. 

Финансовая деятельность всегда основывалась на доверии, которое банкиры оказывают своим клиентам, и наоборот. В то время коммерческие операции осуществлялись между отдельными лицами без какого-либо вмешательства со стороны государственных органов, за исключением необходимости предварительного получения лицензии менялой-банкиром. 

И только лишь в том случае, когда этот прото-банкир совершал совсем уж явное мошенничество, и, возможно, далко не однажды, и тому имелись стопроцентные неопровержимые доказательства, Мэрия Барселоны наказывала его.  

О жульничестве такого "горе-банкира"  прилюдно и громогласно сообщалось на одной из городских площадей, а затем городской палач с помощью своего страшного топора прилюдно же ломал скамью такого банкира-мошенника. Сломанная скамья - "banca rota".  Думаю, вы уже догадались, каким образом возник всем сегодня известный термин "банкротство".

Проштрафившихся банкиров на время лишали права заниматься валютными операциями, однако по истечении определенного срока они вновь могли выправить лицензию, внести депозит, который стали требовать за открытие этого бизнеса в Мэрии Барселоны - и снова предаться сладкому банковскому делу...  https://www.barcelona-excurs.org/taula-de-canvis/

Write a comment

Comments: 0