Картина "Вид Делфта", написанная Яном Вермеером между 1660 и 1663 годами, еще при жизни художника считалась лучшей его работой. В 1696 году она была продана за 200 гульденов (весьма внушительная по тем временам сумма), а в 1822 Маурицхёйс (Гаага) купил ее уже за 2 900 гульденов, что красноречиво свидительствует об одном: в отличие от большинства других картин Вермеера, "Вид Делфта" смог избежать почти двухсотлетнего забвения. Возможно, это связано с тем, что жанр "ведута", в котором выполнена эта работа Вермеера, сделался необычайно популярным в 18-ом веке.
Ведута - очень распространенный (особенно, в Венеции) жанр западноевропейской живописи 18 века, представляющий собой картину, рисунок или гравюру с детальным изображением городского пейзажа, включая ивестные памятники архитектуры.
Именно такой "детализацией" своего любимого Делфта и занимался Вермеер, предвосхитивший истинную популярность этого направления. В картине Делфт показан с юго-восточной стороны, в утренее время (07:00), о чем свидтельствуют стрелки часов на Схидамских воротах.
С привычной для него обстоятельностью и неторопливостью Вермеер, расположившись на берегу канала реки Схи, запечатлел пивоврню "Попугай", Кетельские ворота", Схидамские ворота, башню Новой Церкви, Роттердамские ворота, здание Арсенала - оставив потомкам чудесный документ той эпохи. Это особенно важно, если учесть, что кроме здания Арсенала и формы самой гавани, до наших дней практически ничего не сохранилось.
При создании этой картины Вермеер особенно активно пользовался камерой-обскурой, о чем обязательно принято упоминать, однако вот что интересно вместе с этой приверженностью к фотографической точности художник постарался придать Делфту менее сумбурный и скученный вид, чем в действительности.
Сопоставляя картину с изображениями Делфта, сделанными другими художниками той эпоих, понимаешь, что Вермеер Делфтский в некоторых участках (в особенности это касается Роттердамских ворот) намеренно изменил городской пейзаж, чтобы сделать его более просторным и "гостеприимным".
Как бы ни было - у него получилось. Картина вызывала и продолжает вызывать всеобщее восхищение. В 1902 году известный писатель-модернист Марсель Пруст, интеллектуал и эстет, писал другу: "С тех пор, как я увидел в Гааге "Вид Делфта", я понял, что мне повезло любоваться самой прекрасной картиной в мире".
Разумеется, для картины "Вид Делфта" у Пруста налшлось места и в его эпопее "В поисках утраченного времени". В частности, в романе "Пленница" герой умирает на выставке, любуясь желтой стеной, изображенной на картине Вермеера.
Наш Сальвадор Дали, который, как известно, считал Вермеера корифеем, потягаться с которым было под силу только Веласкесу, обратился к этой картине в 1936 году, написав "Явление города Делфта", а впоследствии однажды заявил, что "не колеблясь дал бы отрудить себе левую руку в обмен на секрет той божественной амбры, которой Вермеер писал свои полотна."
Статьи по теме:
Write a comment